В промышленных масштабах человечество добывает нефть около 150 лет. С тех пор она проникла не только в нашу мирскую жизнь, но и заняла многие величайшие умы. Как гласит афоризм: “мелочные люди говорят о людях, посредственные о вещах, а мудрые — об идеях”.
Нефть окружена мыслями и вниманием со всех сторон: геополитические стратеги ломают голову как получить над ней контроль, экологи размышляют об альтернативе, кто-то ради неё
воюет всеми шестью флотами, технари считают EROEI, а пессимисты просто переживают, что она кончится.
Вот как выглядит популярность концепции “пик добычи нефти”:
Как любят говорить зелёные: “Каменный век кончился не потому что кончились камни”. Идейно это связывают в автотранспортом, на который приходится львиная доля потребления нефти, о нём и поговорим.
Масла в огонь недавно подлил
Элон Маск, который якобы даже начал спать на своём заводе, чтобы выполнить План с большой буквы — производить
500 тыс. автомобилей Tesla в год уже в 2018г. Обратите внимание на масштаб в сотни тысяч, это понадобится для дальнейшего понимания и сравните с текущим производством автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — 90 млн. штук в год. В свою очередь,
Bloomberg New Energy Finance публикует свои прогнозы о том, как электромобили (э/м) вызовут новый нефтяной кризис уже к 2022 году.
Логика оценки процесса
“уничтожения” нефтяного рынка с помощью электромобилей проста:
Берём прогноз всего мирового автопарка и прогноз количества электромобилей. Мы воспользовались
прогнозом от Bloomberg (55 млн. к 2030 году), который кажется нам адекватным. По прогнозу же всего парка автомобилей разногласий в научном сообществе нет — там продолжается полувековая экспонента.
Умножение синего поля (авто с ДВС) на годовой расход нефти на машину (с учётом роста эффективности) даёт потребление нефти в транспортном секторе. Соответственно, теперь можно построить прогноз потребления нефти для данного сценария.
Кто-то может заявить, что прогноз в
55 млн. электромобилей к 2030 году от Bloomberg пессимистичен. Что ж, от сумы, тюрьмы и несбывшегося прогноза — не зарекайся. На недавней конференции в Париже по вопросу глобального потепления ООН поставила оптимистичный ориентир в
100 млн электромобилей! Не будем выбирать какой-либо из прогнозов и посмотрим на потребление нефти транспортным сектором при разных сценариях:
Как видно,
55 млн. электромобилей к 2030 году никак не влияют на потребление нефти транспортным сектором (как и 100 млн. электромобилей) и нефтяную отрасль ждут ещё долгие годы инвестиций. Причина проста: новый миллиард авто с ДВС к 2030 году потребует дополнительные 17 МБ/д добычи нефти, а 55 млн электромобилей смогут
“отнять” у нефти лишь 1,8 МБ/д. Цифры несопоставимы.
Последние
30 лет спрос на нефть увеличивается на 1,2 МБ/д ежегодно. Чтобы существенно повлиять на этот спрос, электромобили должны отнимать, например, около 0,7 МБ/д из этих 1,2 МБ/д.
Для этого нужно к 2030 иметь парк электромобилей в 250 млн. штук., что выглядит
крайне маловероятным. И то, спрос на нефть всё равно продолжит расти на оставшиеся 0,5 МБ/д. Чтобы полностью остановить рост потребления нефти к 2030 потребуется 330 млн. электромобилей (чёрная линия на графике).
Таким образом,
давление электромобилей на нефтяную отрасль будет малозаметным в ближайшие 15 лет и идея “ненужной нефти”
не выдерживает критики. Если же заглянуть за 2030 год, то можно с уверенностью утверждать, что спрос на нефть продолжит рост.
А смартфон или планшет? :)
Боюсь тут будет так же… почему все считают что через 15 лет автомобили в привычном понимании этого слова останутся такими же в нашей жизни?
Почему вы думаете, что через 15 мы все не перейдем например на аренду авто?
И вообще авто не будут напоминать нечто похожее на кадры из фантистических фильмов или не будут летать? :)
Смартфоны как и планшеты стали массовыми не потомучто они как-бы всем сильно нужны, а потомучто они стали доступны… Когда мобильники стоили состояние они были редкостью… Сейчас электрокары стоят состояние и не доступны наверное 99,99% жителям планеты, как они могут вытеснить обычные жигули стоимостью 100 000 рублей если б/у? Подешевеют ли они на столько, чтобы быть конкурентными по цене обычным автомобилем вот главный вопрос… Думаю пока до этого далеко...
Вот хроника Москвич 412 на воде работает, и где они в серии?
youtu.be/BeNjD3grrc0
Вполне возможно, что пока запасы нефти велики все эти электрокары так и останутся дорогими игрушками…
auto.mail.ru/article/61290-yaponcy_perehodyat_na_mashiny_bez_zerkal/
А что еще будет совсем по другому всего через 15 лет никто из наз не может сказать...?
Я бы не отказался за 100$ избавится от слепых зон :)
Хотя слышал одно мнение живущего там человека, что американцы берут большие тачки и именно по причине безопасности...
В отличие от Стратегии-2020, которую писали эксперты, соавтором нового плана станут сами чиновники!!!
Да в придачу нефть к 2030 году ох как вырастет — вот тогда точно Россия заживет, не то что сейчас при Обаме ))))
Так что рассчитывать, что электромобили смогут победить нефтянку, да еще быстро(!) — как минимум наивно. У инопланетян гораздо больше шансов, чем у электромобилей.
Мне больше непонятно, как Запад собирается вырабатывать на столько больше электричества, если там есть тренд на отказ от АЭС и на снижение числа ТЭЦ, как технологии, не отвечающей экологическим стандартам.
Утыкают все доступные холмы ветряками и солнечными батареями? Интересно будет на это взглянуть :)
Иногда такое впечатление, что там реально левая рука не знает, что творит правая.
Когда Бог хочет наказать, то он лишает разума. С беженцами какую себе бомбу подложили, враги так не навредят, как они сами себе навредили.
Кстати, интересный факт о Финляндии.
Финны не захотели в американскую кабалу влезать, и восстанавливались на свои средства.
Для этого вырубили весь, ВЕСЬ свой лес и продали на древесину. Потом засадили новый и не вырубают до сих пор — выращивают. Поэтому у нас лес и закупают.
Когда на их территорию въезжаешь, то действительно видно, что старых вековых деревьев в лесу нет, в отличии от нашей приграничной территории.
В общем идея не плохая, учитывая то, что пока дома никого нет лишняя энергия вырабатывается в общую сеть и граждане так даже могут заработать, при условии конечно что они потребили ее меньше чем произвели...
Массовость этих панелей делает наверно их дешевле, плюс дотация со стороны государства и понятный механизм расчета… Интересно у нас такое возможно? Вылезла какая-то сслыка там панель на 200 Вт стоит около 13 000 рублей...
al-energy.ru/magazin/folder/solnechnye-batarei?yclid=3791680069049254264
На дом надо 5 кВт наверное как минимум 13*25= 325 000 рублей и твой дом может в солнечный день вырабатывать до 5 кВт/ч… 1 кВт стоит в Рязани около 4 рублей для города и 3 для села ))) Пусть средняя продолжительность светового дня за год 10 часов получаем, что за год наша панель стоимостью 325 000 заработает 4*10*365=14 600 рублей ))), а банковский депозит с это суммы даст 32 500 рублей… Окупаемость нашей панели 22 года...
Кроме того в России зимой часто снег идет, надо будет эту панель чистить на крыше постоянно...
Вывод пока солнечная энергетика никак не выгодна в России… Надеюсь что-нибудь изменится в будущем…
ПС: это я предположил источник вашей информации.
И нет, я видел расчет не здесь, там было детально. Но суть даже не в этом. Автомобиль — дорогостоящее приобретение, чтобы пересадить хотя бы 25% текущих владельцев на электромобили, понадобится не менее 30 лет. И это оптимистичная перспектива.
У него тоже было детально, только с ошибками)
Кредиты ни кто не отменял. Да и подставив ваши цифры, получим, что не будь электромобилей, чтобы обновить 25% авто на ДВС тоже понадобилось бы не менее 30 лет? А куда деют 90 млн в год?)
Не стоит в лоб сравнивать продажи ДВС и электро. Люди консервативны и резко меняют выбор только в случае очевидных и неоспоримых бонусов. Электромобили таких бонусов пока не предоставляют.
Речь шла о дороговизне пересадки. консерватизм здесь ни каким боком. Очевидных и неоспоримых бонусов у электромобилей достаточно.
Консерватизм, когда речь идет о дорогостоящих приобретениях, всегда участвует всеми боками. А про бонусы — единственный существенный, это дешевизна эксплуатации. На данный момент это не аргумент.
Воспользуйтесь гуглом, там есть цифры и всё прочее.
Р.S. Считать с калькулятором — это как раз и есть консерватизм, о котором я говорил. Немцы все так считают.
ЕЩЕ РАЗ ДЛЯ НЕПОНЯТЛИВЫХ: речь шла о ДОРОГОВИЗНЕ ПЕРЕСАДКИ) Я отвечал на ваше «Автомобиль — дорогостоящее приобретение, чтобы пересадить хотя бы 25% текущих владельцев на электромобили, понадобится не менее 30 лет». Понимаете? При чем здесь нахер консерватизм?
Бонусы: ни каких замен фильтров(за исключением салонного), масел, свечей, ремней, роликов и прочих радостей владельца авто на ДВС; ни каких передач и макс крутящий момент со старта; рекуперация, что позволяет пользоваться практически одной педалью, редко задействуя тормозную систему(что увеличивает срок ее службы); отсутствие рева двигателя(на любителя конечно, но в целом считаю за плюс). Ну и в целом конструкция значительно проще, отсутствует большинство деталей, которые работают под высокой нагрузкой и требуют регулярного обслуживания в автомобилях с ДВС.
Исследование АДАК здесь уже обсуждали. Там учитывалась потеря в цене за 4 года. Да и при увеличении пробега электромобили становились бы более выгодными.
Консерватизм здесь при том, что при отсутствии очевидных бонусов, которых сейчас нет, обладатель старого ДВС автомобиля при его замене на новый, пойдет и купит себе снова ДВС. И так сделает большинство.
И первое, о чем он будет думать, это всегда цена. Второе, о чем он будет думать — тоже цена.
Это просто рукалицо...) Перечитайте все заново. То, что вы написали и что я на это ответил. Ну не лезет туда консерватизм ни каким боком. Как отдельный тезис вполне сойдет, да) Но и здесь можно поспорить(бонусы я уже описал), но не буду. Не хочется раз за разом объяснять одно и тоже)
Ага, когда вам за одну из «уместных фантазий» прилетит в бубен, вспомните этот разговор.
А с меня хватит этой детсадовской тупизны. В ч/с.
Есть еще один момент — наращивать автопарк можно в основном за счет Китая и Индии. И машины нужны недорогие. А климат там теплый. И с экологией в Китае беда. Так что выпуск электромобилей может быть намного больше прогнозов.
Ну так электро стоят дороже ДВС.
Как раз их текущая цена и является главным препятствием для захвата существенной доли рынка.
Насчет стоимости — она снижается. Зато отсутствует такой элемент, как ДВС, очень сложный при нынешних требованиях к экологичности и экономичности. Да и КПП упрощена (если вообще есть). Уже сейчас китайцы производят для внутреннего рынка модели по цене около 20 т. дол. (с пробегом от зарядки около 250 км).
Это не так. Даже если все пересядут на электромобили, потребление электроэнергии увеличится на 15-20% от текущего
В Тесле стоит батарейка на 80 кВтч, проезжает на одном заряде примерно 400 км. Соответственно расход электроэнергии получается примерно 0,2 кВтч на 1 километр.
В среднем авто проезжает в день 50 км, что соответствует 50*0,2 = 10 кВтч в день. Умножаем на 365 дней, получаеМ 3650 кВтч в год на одно авто. ->
Коллега, это расчет из рекламного проспекта Теслы.
Например, потери при зарядке не учтены. Я не спец, но читал, что они могут составлять от 10 (в лучшем случае) до 20%. Использование климат-контроля сжирает порядка 10%. Лихая езда сжирает заряд быстрее и т.д. В общем, реальный расход будет выше указанного вами и скорей всего существенно выше.
Я не против электромобилей, коллега, но мне смешно читать, когда некоторые люди пишут, что через 10 лет все будут ездить только на них. 5-7% рынка — вот мой прогноз.
Блумберг даёт те же прогнозы — через 10 лет 5-7% новых авто будут электромобили, через 15 лет 15-20%, через 25 лет — более 35%
И расчет там был совсем не такой, как у вас. Там человек считал всё. Он мог ошибаться, говоря про 2 порядка, но вряд ли настолько сильно, что речь про 22%.
Позитив электромобилей в том что они сгладят кривую дневных скачков потребления, сейчас ночью маленькое потребление. В свете того что Россия ориентирована на производство ээ с высоким КПД и ЕРОИ, это я про ЗЯТЦ, электромобили для России зер гут, вернее сказать Россия, а ещё и Франция, получит самый наибольший положительный эффект от массовой электромобилизации.
Если предположить, что авто эксплуатируется час в сутки, как раз всю энергомощность и сожрем
Vehicle Ownership and Income Growth, Worldwide: 1960-2030Joyce Dargay, Dermot Gately and Martin SommerJanuary 2007
видимо презентация подготовлена на основе данных за 2005 год
если это можно считать подтверждёнными данными, то молодца
п.с. даже ещё хуже:
Table 1. Historical Data on Income, Vehicle Ownership and Population, 1960-2002
По факту любимая тема ватников: создать проблему и «успешно» ее решать.
Я мало кого видел, кто бы говорил, что век электромобилей уже завтра наступит, но автор успешно приписывают кому то эти мысли.
«век электромобилей уже ЗАВТРА НЕ наступит»
только данных для анализа у автора недостаточно
для изменения всей инфраструктуры обслуживания и замены парка требуются сотни миллиардов долларов и много времени — это не делается по щелчку пальцами
Вообще у ваты вечная проблема приписывания своих мыслей другим людям.
али к поптучик посреди окорочком
такая ж пучина там небось необъятная
слезать надо скока сона на ресурсхах паразитировать