Блог им. expertdj_154rus
Таким проектом может стать строительство скоростной грузовой магистрали Шанхай-Санкт-Петербург (через Алтай и Новосибирск). Общая длина маршрута составит 8800 км, граница между Россией и Китаем делит трассу практически пополам. При скорости до 250 км/ч срок доставки контейнера с тихоокеанского побережья в порты Балтики или обратно сокращается по сравнению с морским маршрутом с 45 до 3 суток. За это конкурентное преимущество перед США в борьбе за рынки ЕС Китай готов построить магистраль за собственный счет. От «Нового Шелкового пути» через Центральную Азию трасса отличается высокой надежностью и безопасностью. Ориентировочная стоимость российского участка составит 120 млрд. дол. С учетом эффекта мультипликации можно говорить о прямых инвестициях в экономику России за 10 лет до Триллиона долларов, что компенсирует стране потери от санкций Запада, скорее всего эти санкции прекратит и через 1-2 года вернет российскую экономику на устойчивые темпы роста в 3-4% годовых.
С нашей точки зрения целесообразно разделить проект на две части. За строительство инфраструктуры, ее инженерное обеспечение, а также управление магистралью в течение 49 лет ответственность лежит на китайской стороне. Задача России в этой части заключается в определении маршрута трассы, выкупе земли и предоставление ее в аренду, а также создание режима наибольшего налогового благоприятствования на период строительства. Стране новая инфраструктура нужна в первую очередь не как налогооблагаемая база, а как условие развития всего комплекса народного хозяйства. Главная задача нашей стороны заключается в организации вдоль трассы Пояса развития. Данный проект практически не требует привлечения бюджетных ресурсов и основан на частных инвестициях.
Если скоростная трасса будет иметь в первую очередь транзитный характер, то для организации транспортно-логистических связей между ее терминалами, которые будут расположены на расстоянии 500-700 км друг от друга, целесообразно параллельно построить автомобильную дорогу. Но
если железнодорожную магистраль следует рассматривать как структуру, изолированную от системы ОАО «РЖД», то автомагистраль должна быть интегрирована с существующей системой дорог, и может быть реализована с участием РОСАВТОДОРа и российских подрядчиков.
Известно, что Президент РФ В.В. Путин – сторонник Больших проектов. Предлагаемый проект носит похожий характер: иностранные инвестиции создают условия для экономического возрождения России, при этом основные финансовые риски инвесторы берут на себя. Однако решающее значение для успешной реализации будет иметь институт, управляющий мегапроектом.
Реализация проекта позволит создать грузовую магистраль мирового уровня с инновационными технологиями обработки грузов, и только затем целесообразно будет приступить к модернизации российских железных дорог. Трасса пройдет через десяток российских регионов, где будут созданы сотни тысяч новых рабочих мест как в транспортно-логистической отрасли, так и во многих других.
Новая инфраструктура открывает для нашего сельского хозяйства (в первую очередь для юга Западной Сибири) самые перспективные в мире рынки зерновых и молочных продуктов Китая и других стран Юго-Восточной Азии, что в свою очередь продвигает отечественное машиностроение и далее по цепочке. Таким образом, воплотятся в жизнь наши базовые конкурентные преимущества.
Горный Алтай – одно из красивейших мест не только в России, но и всего мира, пока доступен только туристам-экстремалам. Отсутствие современной инфраструктуры привело к тому, что население живет в условиях средневековья, рабочих мест нет. Предлагаемый к реализации транспортно-логистический коридор займет всего 1-2% территории республики, но создаст условия для перехода в 21 век. Резко возросшая налоговая база региона и созданные строительные мощности станут основой для формирования уже местной современной инфраструктуры и последующего привлечения массовых частных инвестиций в создание туристического кластера мирового уровня, который способен генерировать многие миллиарды долларов. Таким образом, депрессивный регион станет источником развития всей Сибири. Другие регионы вдоль трассы также получают возможности для реализации собственных конкурентных преимуществ.
Большой Евразийский инфраструктурный проект является воплощением глобальных преимуществ России: 1) транзитный потенциал; 2)широкие возможности развития сельского хозяйства; 3) уникальный управленческий опыт Больших проектов. Реализация проекта станет важным шагом в осуществлении идеи многополярного мира. Российско-китайский мегапроект — прекрасный шанс для национального экономического прорыва!