Цены на яйца выросли условно на 1/3, что достаточно резко для этого периода в году. На фоне гуманитарного кризиса и ожиданий, что вот-вот будет хуже, появилась куча статей, обосновывающих (оправдывающих) причину роста. Что начался несезон, кур меньше и меньше яиц — потому рост, мол в следующем году будет откат назад. Тот же автор продолжал: летом птицефабрики работали в убыток и теперь повысили цены что бы платить зарплаты. Что более ближе к истине. Или вот пояснения от оппозиционных газет: отменили гос регулирование цен на социальные продукты и потому цены выросли, виновато правительство.
Разберемся почему яйца и цены на них — признак более угрожающего процесса: дефляционной спирали.
На картинке цена на крупное яйцо в США, это примерно 45 центов за 12 штук (около 10 грн. за десяток или в 3 раза
дешевле украинских, в долларах США). Цена у них была заоблачной в предыдущие годы, потому что якобы был птичий грипп и много курицы померло. В «нормальных условиях» рентабельная стоимость яйца показана красной линией 2016 года. Графики цен на яйца в Европе примерно похожи: в долларе цена заметно снижается в 2016 относительно предыдущих лет. Цены на бакалею в 2016 падают и в Европе и в США с начала года, но не в Украине. Хоть и скачка курса доллара у нас не было, но цены растут. Украинские яйце-мощности одни из крупнейших в мире, зерно свое тоже не дорогое, зп смешные — рентабельная цена яйца должна быть заметно ниже чем в США. Что же не так?
Украинские птицефабрики работают не то что в убыток — а прямо на склад, склады забиты курицей. Что будет дальше пока не понятно, собираются строить новые склады вроде бы, но спрос внутри страны не очень, а наружу продавать (в Европу) не пускают, у них там у самих демпинг ценами, борьба за выживание. Мощностей по поставке курицы и яиц слишком много для современного населения Украины и его кошелька.
Сами по себе яйца это некий премиум продукт для беднейших. Получать белок дешевле из макарон или курицы, и хоть цена отдельного яйца не так дорога, но в условиях необходимости экономии на «последней миле (гривне)» их потребление должно падать. Падает потребление яиц неминуемо и в кондитерской промышленности как на практике показал и 2008-2009 год, когда погибали кондитерские цеха из МСБ. Торт и печенюшка уж совсем роскошь, если задача пропитаться, а не покушать вкусно и разнообразно. Поэтому яйца хороший товар-индикатор платежеспособного спроса среди низшего класса общества. Если хорошие зарплаты у клерков и строителей то, прежде чем покупать квартиры, они едят больше кондитерских изделий. И наоборот — если рабочий класс вынужден экономить на всём, то яиц он трескать будет меньше.
На картинке ниже нарисована условная дефляционная спираль. Когда «научно доказанный оптимальный размер инфляции» 2-4% складывается ситуация, когда потребление некоего товара (для каждого товара будет разная кривая) в штуках стабильно растет, что делает выгодным расширять производство, нанимать людей, которые получают зп и потребляют еще больше.
Когда происходит некий кризис и доходы населения падают — потребители вынуждены искать способы сохранить привычный уровень потребления при ниже доходах, то есть ищут дешевле цены. Производители стремятся сохранить бизнес и тут же начинают конкурировать ценами, давать дисконты или ставить более экономные производственные линии, увольнять лишний персонал. Те фирмы, кто не может снизить цену — умирают, что сдерживает цены на некий период (год-два), но так как цены на другие товары стремятся расти (на импортные или некие товары-монополисты как коммунальные) то потребление рассматриваемого товара всё равно падает дальше. Худшие фирмы понемногу уходят из рынка, фабрики переходят на 3-х дневные недели и так далее.
Рано или поздно по любому товару наступает плато, когда потребителям покупать товар не накладно, слишком маленький процент в их потребительской корзине. Те кто ездит на автомобилях будут покупать яйца и по 50 грн. и когда новый круг потребления сформировался (сузился из старого более широкого), то производитель может поднимать цены — всё равно будут брать. Желательно при этом договориться с оставшимися конкурентами, сделать картельный сговор, когда все супермаркеты города начинают продавать апельсины по гораздо дороже цене. Это еще больше сужает круг потребителей, выбивает более бедных и потребление продолжает постепенно стагнировать. По некоторым товарам так продолжается вплоть до гибели отрасли и начала монополии импорта (как по автомобилям что ли). Но рентабельность оборота поставщиками сохраняется, пусть берут меньше зато наценка больше. С этим ли связанно, что яйца в Украине в 3 раза дороже чем в США?
Дефляционная спираль это когда люди не могут покупать по старым ценам, и производители вынуждены их снижать. Из-за низких цен выживают не все производители, их рабочие теряют работу, зарплату и снова некому продавать по старым ценам, снова производители вынуждены их снижать. Отыгрываясь лишь на условных плато когда «цена уже не важна для потребителя». На таких плато некий товар переходит из сегмента «обычный повседневный» в «дорогой праздничный» для более бедного населения. Яйца есть повседневный товар для зажиточного низшего класса, если бы брали по старым ценам то вряд ли бы производители повышали цены, нашлись бы хитрые кто продавал вполне рентабельную продукцию по старым ценам. Но видимо загрузка фабрик настолько мала, что выжить можно лишь делая огромную наценку пусть даже это уберет %20 потребителей, оставшиеся всё равно дадут нужную прибыль производителю. Проблема на самом деле не в таких сговорах производителей, а в том что дефляционная спираль всегда только ухудшает ситуацию, пока реальные доходы населения не начнут расти. Потому ситуация с яйцами это хороший индикатор отложенного роста цен, первый сигнал в 2016 году.
1) Если все плохо, то почему так растет этот индекс? Это опережающее?
2) Подорожала мобильная связь. Есть какие-то исследования на эту тему?
классика объяснений? запасы снизились на 0,01% или выпуск на 0,02% как похоже по нефти и газу. примерно такое же
24.10.2016| УкрАгроКонсалтЦенителям диетического куриного мяса придется затянуть пояса. Стоимость курятины в отечественной рознице за последние 2-3 недели существенно выросла. Продавцы прибавили к ценникам до 30%.
Так, куриное филе продается по 75-80 грн./кг. Фактически за эти же деньги, а то и дешевле, уже можно приобрести другие виды мяса, которые традиционно всегда считались более дорогими. Скажем, свинина стоит от 69-70 грн./кг.
Самыми доступными в «курином» ассортименте остаются крылышки, за которые просят от 33 грн./кг, и окорочка (ль 37 грн./кг). Но и они прибавили в цене, как минимум, 15-20%.
Исполнительный директор Союза птицеводов Украины Сергей Карпенко поясняет данную тенденцию сокращением поголовья мяса птицы.
«Фабрики снижают производство, так как оно становится невыгодным. При нынешних ценах сложно выйти на рентабельность, которая устраивает птицеводов», — сказал он.
Как свидетельствуют данные Госстата, поголовье птицы в Украине на 1 октября этого года сократилось на 2% (до 226,5 млн. голов), хотя в прошлые годы стабильно увеличивалось.
Потребление же мяса, наоборот, с начала этого года выросло на 0,8 кг на душу населения. При этом на первом месте в меню украинцев остается именно курятина. Ее, по итогам этого года, среднестатистический житель нашей страны съест 24,6 кг, тогда как свинины — 18,8 кг, а говядины — 8,2 кг, прогнозирует межведомственная рабочая группа Экономического дискуссионного клуба, обнародовавшая в начале октября баланс спроса и предложения на украинском рынке мяса.
Дисбаланс спроса и предложения может спровоцировать дальнейшие ценовой виток. По прогнозам экспертов, курятина прибавит в цене еще 10-15%.