Блог им. Albus
Не все знают, что импортозамещение в России началось давно. В транспортном машиностроении – ещё в начале двухтысячных. Тогда были созданы условия, чтобы западные автомобильные компании открывали у нас свои заводы и производили машины на территории России. Поэтому сейчас по нашим дорогам ездит много иномарок, которые не только собраны у нас, но имеют в себе много российских запчастей.
В 2014 году после введения санкций импортозамещение ускорилось.
Вообще мы живём в эпоху географического разделения труда. Это ситуация, когда составные части какого-то механизма или прибора производятся в разных регионах мира.
Например лишь некоторые детали Боинга изготовлены в США. Большинство комплектующих делают другие страны.
На рисунке видно, что это Южная Корея, Индия, Япония, Италия, Швеция, Франция, Австралия и Канада. Это не хорошо и не плохо, в современном мире это нормально и считается в порядке вещей.
Например российский смартфон с двойным экраном содержит американский процессор, японский экран, сборка происходит в Сингапуре, но замысел и дизайн, в общем, мозговой центр — российские, и это позволяет считать его отечественной разработкой.
Бизнес у мировых производителей электроники типа Apple и GoPro устроен точно также – штаб квартира в Америке, производство в Азии.
В России всё так бы продолжалось и дальше, мы бы шли в ногу с процессами глобализации, но три года назад наша страна испытала резкое давление от стран запада и встала на путь ускоренного импортозамещения. С тех пор было сделано многое. Мы начали производить у себя то, что раньше покупали у других. Сегодня поговорим о транспортном машиностроении.
Видео программы:
Недавно интернет гудел от того, что Дмитрий Медведев подарил машины BMW X6 и X5 призёрам Олимпиады в Рио де Жанейро. Мол как так можно – дарить иномарки в разгар импортозамещения?
А на самом деле эти автомобили отечественные – они выпущены на заводе BMW в Калининграде.
Для экономики большой позитив, когда иностранная компания открывает в России свой завод. Деньги чужие, а налоги платятся у нас, и рабочие места тоже создаются для наших граждан. Они проходят обучение, знакомятся с зарубежными технологиями и в дальнейшем готовы делать такую же работу на полностью российском заводе. Когда иностранная компания строит предприятие в России, это называется локализация производства. Это тоже импортозамещение.
В России за последние 10 лет открылись заводы лидеров мирового автомобилестроения. Например у Тойоты есть завод в Питере.
Его машины продаются не только в России, но и экспортируются в Белоруссию и Казахстан. Сейчас его мощность 100 тысяч автомобилей в год.
Компания Рено тоже прочно обосновалась в России. У неё завод в Москве. Кроме того, автомобили Рено выпускаются на АвтоВАЗе. У Форда производственная площадка в Ленинградской области, у Пежо-Ситроена и Мицубиси совместное производство в Калуге. У Хёндэ (в просторечии Хюндай) завод в Питере. Он признан лучшим среди 30 других заводов этой компании по всему миру.
И таких примеров много. Это зарубежные бренды, но производство локализовано, а значит импортом уже не считается за исключением покупки иностранных запчастей.
Кстати, по поводу запчастей. Вот свежие новости по импортозамещению в этом направлении.
1. На машины Форд Фокус теперь ставятся российские двигатели.
2. На подмосковном заводе начинают производить автомобильные компоненты из пластика. Заказчиками выступают Рено, Ниссан и АвтоВАЗ.
3. Рязанский кожевенный завод начал производить кожу для автомобильных салонов.
4. АвтоВАЗ отказывается от французских двигателей и переходит на российские.
5. В Тольятти теперь производят автокомпоненты – петли.
6. В Башкортостане начали делать автомобильную проволоку.
Таких новостей очень много. ГАЗ переходит на отечественные компоненты в дизельных двигателях, в Ярославле теперь делают газовые двигатели по стандарту Евро-5.
… и так далее… Импортозамещение в этой области должно и дальше идти по 3 направлениям.
Первое. Открывать заводы мировых производителей.
Второе. Увеличивать в автомобилях объём российских комплектующих.
Третье — строить новые заводы по производству российских моделей. Кстати, на Ставрополье этой весной откроется первое в этом крае производство легковых и малотоннажных грузовых автомобилей. Планируется сборка по чужим заказам, а также выпуск автомобилей под собственной маркой.
Говоря про новых автопроизводителей, не забудем и давних игроков рынка – АвтоВАЗ, ГАЗ и ИЖ. Они есть, и играют на наших дорогах немаловажную роль. Например, доля Лады на рынке по итогам прошлого года увеличилась и составила 20%.
Перейдём к другим видам транспортного машиностроения. В отношении грузовиков нам и раньше не приходилось стыдиться. Наши КАМАЗы активно продаются во многие страны мира и пользуются там заслуженной любовью.
В рамках импортозамещения многие промышленные компании России увеличили покупку КАМАЗов. Например при добыче якутского золота теперь будут использоваться наши грузовики. Об этом сообщила компания “Nordgold” – крупный золотодобытчик.
По итогам прошлого года КАМАЗ празднует успех. Он увеличил продажи на 21% и повысил свою долю на рынке. Она была 51% в 15-м году, стала – 56% в 16-м. Ещё одно направление импортозамещения –уже известная нам локализация. Например, у нас производятся грузовики Вольво. В них преобладают импортные комплектующие. Но завод, хоть и шведский, однако идёт в ногу с российской государственной политикой и в этом году запустил завод под Калугой. Там начали производить кабины.
Если раньше российские детали внутри вольвовского грузовика составляли 15%, то теперь это будет 30%.
Добавлю, что в прошлом году в Калининграде начали сборку малотоннажных грузовиков «Хёндэ».
А в Приморье будут собирать грузовики компании ФАВ. Это старейшая в Китае автомобилестроительная компания.
Она создавалась в середине прошлого века при содействии Советского Союза. Сотрудники завода проходили обучение в СССР, а первые машины этой компании полностью копировали советский автопром – грузовики ЗИС и ЗИЛ.
Далее рассмотрим пассажирские автобусы. В этом направлении импортозамещение идёт гладко и быстро, ведь это почти всегда общественный транспорт. Он покупается на бюджетные деньги в рамках государственных расходов. Назову пятёрку лидеров автобусного рынка за прошлый год. Среди них 4 российских завода и 1 белорусский. Ни западных брендов, ни азиатских в топе по продажам нет.
Первое место у Павловского автобуса
второе у ЛИАЗа – расшифровывается как Ликинский автобусный завод (это Московская область),
третье место у НЕФАЗа – Нефтекамского автозавода в Башкортостане. ЛИАЗы и НЕФАЗы хорошо знакомы крымчанам, они в большом количестве появились на наших улицах. Четвёртое место по продажам у белорусского МАЗа, и пятое – у КАВЗа – Курганского автозавода.
Кстати, КАВЗы тоже появились в Крыму в количестве 30 штук в рамках государственной программы некоммерческого лизинга. В целом по России продажи отечественных автобусов выросли на четверть, а иностранных упали до ничтожно малого количества – 283 штуки.
Быстро идёт импортозамещение и в сфере железнодорожного транспорта. Там неуклонно идёт замена иностранных комплектующих на российские. Например на Урале начали производство раскатных колец для железных дорог. Раньше их покупали в Германии и Италии.
Ещё пример. Завод Ремпутьмаш изготавливает технику для ремонта и обслуживания железнодорожного полотна.
В прошлом он зависел от деталей из Европы, но с 2015 года начал покупать те же изделия, но российского производства. Выяснилось, что наши заводы могут производить всё то, что делают за рубежом. К тому же в два раза дешевле. В числе прочего, это гидромоторы и дизельные двигатели.
Среди импортозамещающей продукции есть и дисковые тормоза для электровозов. Раньше их в России не делали. Всё покупали за границей. Теперь системы дискового тормоза производятся в Нижнем Новгороде. Их планируется поставлять не только на российский рынок, но и на экспорт, — в Чехию и Индию.
Импортозамещение коснулось и продукции, которую раньше покупали на Украине. В Брянске и Коломне производятся электропоезда. Двигатели в них стояли украинские. Но эти времена подошли к концу. Такие же устройства научились делать в Ростовской области. Они и стали сердцем российских локомотивов.
В начале передачи я показал картинку из чего сделан Боинг. Мало американских комплектующих, много иностранных. В нашей авиации зависимость от зарубежных производителей тоже высока. Гордость авиапрома Сухой Суперджет 100 содержит российские, французские и американские комплектующие.
Например, бортовая электроника, шасси, интерьер, кислородная система – всё это иностранное. Двигатель самолёта имеет как российские, так и зарубежные составные части. Собирается он в городе Рыбинск, поэтому может считаться локализованным производством.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров утвердил приказ. В нём изложен план импортозамещения в сфере гражданского авиастроения. В Суперджете заменят на российские 22 компонента, в самолёте «МС-21» поменяют 24 наименования, а в «Ту-214» больше всего — 243 позиции.
В ближайшее время российскую авиацию ожидает важное событие. Начало серийного производства новых двигателей. Модель называется ПД-14.
Есть более мощная модификация — ПД-18Р. Они разрабатываются в городе Пермь. Испытания уже заканчиваются. Проходят они успешно. Эти двигатели можно будет ставить на большое число отечественных самолётов. Это станет важным шагом в импортозамещении.
Из-за ослабления рубля авиаперевозчики всё больше интересуются отечественными воздушными судами. Например, компания Ямал приняла решение отказаться от Боингов. Платить за них стало слишком дорого, ведь расчёты идут в валюте. Поэтому компания выбрала Сухой Суперджет, это в два раза дешевле, и заказала 9 самолётов.
Суперджеты поставлялись в прошлом году четырём российским авиакомпаниям, а также в другие страны: Ирландию, Мексику, Казахстан и Тайланд. Всего за год было продано 28 бортов.
Импортозамещение в авиации только начинается. На российских вертолётах К-226 и Ансат стоят американские и французские моторы. Их планируется заменить на отечественные. Разработки уже идут.
Для самолёта МС-21 будут созданы вспомогательные силовые установки. Они нужны для запуска главных двигателей. Фонд развития промышленности выделил на это 300 миллионов рублей. Компания Александра Плюс разработала систему ультразвуковой очистки деталей самолёта от загрязнений. Это позволит потеснить финских производителей.
Инженеры Красноярска разработали двигатель для малой авиации. Он почти полностью изготовлен из российских материалов.
Как видим, конструкторы работают не покладая рук. Благодаря государственной политике импортозамещения их работа востребована.
Отличное сравнение! Как в анекдоте:
Решили Брежнев и Рейган провести соревнования по бегу.
Рейган пришел первым. Советские новости опубликовали: «Брежнев пришел вторым, Рейган предпоследним»
Источник
rg.ru/2016/04/19/reg-pfo/ford-focus-rossijskij-dvigatel.html
Добавлю:
Стартовали продажи LADA Vesta в Германии
21 февраля 2017 года в Германии стартовали продажи LADA Vesta. Для рынка Германии LADA Vesta была модернизирована. В автомобиле применена система снижения токсичности под эко-стандарт «Евро-6», в соответствии с экологическими стандартами были изменены некоторые материалы (декоративное покрытие, фреон кондиционера, элементы электрики). Также автомобиль получил несколько опций, которые в дальнейшем будут внедрены и на российских LADA Vesta. Это плафон освещения для заднего ряда сидений, дневная подсветка комбинации приборов, датчики давления в шинах.
На сегодня для продаж в Германии отгружено более 200 LADA Vesta. Стартовая стоимость российского седана в Германии — 12490 евро (МКП) и 13250 евро (АМТ).
В 2016 году в Германии было продано 2272 автомобиля LADA.
«В 2017 году мы планируем увеличить экспортные продажи LADA на 50%, — отмечает Президент ПАО „АВТОВАЗ“ Николя Мор. — Vesta расширяет модельный ряд наших автомобилей в Германии, самом требовательном рынке Западной Европы и втором по объемам экспортном рынке для LADA».
Куда и какую информацию сливают компы в наших мэриях, мфц и военкоматах?
Автоваз освоил производство HR16 — движка Renault/Nissan — а дал ли им кто прошивки(опять же)?
А как быть с телевизорами, которые не шифруясь гонят в сеть все, что слышат? Да и камеру в телевизоре замаскировать под инфракрасный глазок — не проблема, а пульт сделать через wi-fi.
До Айфончика начало это доходить, начал заявлять, что должна быть отечественная микроэлектроника в чипах на картах и прочих. Но толку-то… Достаточно одной санкции — перекрыть поставки процессоров Intel и AMD в Россию — и все! Мы загнулись! Потому что наш крутой эльбрус против современных процов — как Арнольд «Т-800» Шварценеггер против T-1000. И серваки на бирже на них не построишь.
Так что оптимизм по импортозамещению можно засунуть в ..., ну, куда сами решите. Прокормить себя Россия и так сможет, а вот информационная безопасность у нас страдает.
Официально выпущена операционная система KasperskyOS
Предсерийная партия мини-ПК «Эльбрус-101 PC» готовится к продажеОбъединенная приборостроительная корпорация (ОПК, входит в Ростех) завершила поставки первых партий серверов с российскими микропроцессорами «Эльбрус» для нужд государственных ведомств.
По словам генерального директора ОПК Александра Якунина, техника произведена полностью из отечественных комплектующих. «Весь цикл разработки — от архитектуры микропроцессора до топологии печатных плат и программного обеспечения — осуществляется в России. Производство, включая поверхностный монтаж печатный плат, также ведется у нас».
Вы хотите сказать, после вышеприведенных фактов, что у нас таки ничего не делается?
Дизайн патентуйте. Пусть все остальные производители смартофонов вам башляют за прямоугольник с закругленными краями.
В это м проблема страны, что сами не могут даже наушники создать с нуля