В отчете говорится, что политика слабой нацвалюты тормозит рост производительности труда, затрудняет высокотехнологичный импорт и косвенно – высокотехнологичный экспорт, дотирует за счет остальной экономики трудоемкие отрасли, снижает зарплаты и «стандарты потребления» населения. Интересно, что эти выводы во многом противоречат риторике МЭР и Минфина, которым нравится слабый рубль, в том числе из-за низкой безработицы (есть такая зависимость) и дополнительных поступлений в бюджет на фоне валютной переоценки сырьевого экспорта.
Впрочем, учитывая нарастающие между сторонами противоречия — в данном случае дискуссия идёт уже даже не столько из-за влияния на российскую экономику со стороны недостаточно крепкой или слабой нацвалюты, сколько вокруг целесообразности реализуемой последние два года Центробанком стратегии плавающего курса рубля в целом. Да, эта стратегия регулятора позволяет ему эффективно балансировать интересы всех групп рыночными, а не административными методами. Но одновременно получается, что этот фактически идеальный в каждый конкретный момент времени баланс в итоге не нравится никому. Так, помимо вышеупомянутого правительства, от слабой нацвалюты выигрывают ориентированные на экспорт компании с трудоемкой бизнес-моделью. Домохозяйства же, нетто импортеры и львиная доля капиталоемкого бизнеса по понятным причинам заинтересованы в как можно более крепком рубле.
Сомневаюсь, что на горизонте 1-2 лет т.е. в краткосрочной перспективе противоречия среди перечисленных групп удастся хоть как-то урегулировать. Скорее всего, они будут нарастать и, соответственно, усилится интенсивность лоббирования ими своих интересов, тем более скоро предстоят выборы Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе противостояние должно почти полностью и, надеюсь, навсегда — сойти на нет. Дело в том, что в нынешних условиях плавающий курс рубля является еще и важным элементом (Роберт Манделл подтвердит), который позволяет ЦБ эффективно таргетировать инфляцию, а значит – постепенно устанавливать сопоставимые с целевым уровнем инфляции процентные ставки.
Когда-нибудь, как только в экономике произойдет устойчивое снижение ставок до сопоставимых с таргетируемым Центробанком уровнем 4% — выгоды от какого-либо определенного курса рубля для разных групп интересов постепенно станут второстепенным фактором. Так, правительство и бизнес получат доступ к дешёвым и длинным внутренним и даже внешним заимствованиям. Домохозяйства смогут существенно нарастить потребление и качество жизни в целом за счёт гораздо более дешёвых потребительских кредитов и ипотеки. Экономика в целом – ускорит рост за счёт новых отраслей и сокращения инфляционного налога. Интересно только, устоит ли до этого прекрасного времени наш ЦБ в своем стремлении таргетирования инфляции…
cbr.ru/ec_research/wps/analytic_note_06.pdf
Это интересный феномен, пчелы против меда, ведь путин и минфин и мэр в одной связке, это исполнительная ветка власти. Путин поддерживает курс ЦБ, а минфин и мэр против — как это может быть?:) Не иначе пятая колонна во власти, о чем предупреждал депутат Федоров:)
Внешние инвесторы рассматривают нашу страну, как пространство фундаментальных инвестиций. Это прежде всего энергия, сырье и их транспорт.
Мы не штампуем чупа-чупсы и рубашки. Нам выгодно, что бы активы в РФ буржуи скупали на крепком рубле, нам нужно много зелени для покупки технологий.
Административные барьеры — тоже не очень здорово, поскольку появляются белорусские морепродукты и т.п., всякого рода контрабанда.
Вот китайцев высокотехнологичный импорт никогда не тревожил. Вы можете использовать любые технологии и патенты внутри страны для внутреннего потребления не платя ничего исходя из национальных интересов!
А вот нашим менеджерам отчего-то нужно производить не для населения, а для продажи за границу. Ну мы знаем зачем.