Финансовые пузыри: обзор научных течений
Традиционно считается, что пузырь в экономике возникает при наличии ряда факторов. Во-первых, инвесторы вкладывают слишком много денег в один сектор экономики и не уделяют достаточного внимания другим отраслям. Во-вторых, ощущая себя богатыми, инвесторы тратят слишком много. На самом деле богатство является лишь иллюзией, основанной на текущих котировках. В-третьих, финансовые институты (в частности, банки) выдают слишком много «плохих» кредитов. Однако причины регулярного появления «пузырей» остаются загадкой.
Вернон Смит, Герри Шушанек и Арлингтон Уильямс, авторы классической работы «Пузыри, Крахи и Эндогенные Ожидания», отмечают, что пузыри появляются на достаточно спокойных и легко прогнозируемых рынках, где практически отсутствует фактор неожиданности.
Чарльз Киндлебергер, автор книги «Мании, Паники и Крахи: История Финансовых Кризисов», утверждает, что биржевой пузырь любого рода возникает на основе совершенно определенных предпосылок. Киндлебергер приводит некоторые из них.
В частности, пузырь возникает, когда широкая публика начинает «фиксироваться» на каких-то определенных показателях делового мира — это может быть курс национальной валюты или стоимость недвижимости. Что бы не являлось центром интереса, в любом случае, этот интерес способствует возникновению неверных представлений о реальной ситуации, поскольку остальные экономические показатели игнорируются. Вторым признаком пузыря является бурный рост акций — причем реальные доходы, получаемые по этим акциям, игнорируются. Покупатели подобных ценных бумаг объясняют это колоссальной перспективностью своих вложений. Киндлебергер утверждает, что люди не учатся на своих и, тем более, чужих ошибках. Каждая группа биржевых спекулянтов пытается убедить себя в том, что подобная ситуация сложилась впервые в мировой истории и, поэтому, весь остальной опыт человечества к данному случаю отношения не имеет.
Джейкоб Фрейфелд, автор исследования «Финансовый Гений перед Крахом», доказывает, что пузыри появляются не на пустом месте, а, фактически, являются нормой. Дело в том, что ряд психологических экспериментов подтвердили любовь человека к подобного рода конструкциям. К примеру, в рамках одного из таких опытов подопытные оперировали с ненастоящими деньгами, на которые они могли покупать «акции» фиктивных компаний на «бирже». Через короткое время у подопытных находились «любимые» ценные бумаги, стоимость которых начинала бурно расти — несмотря на то, что иные «акции» обладали точно теми же качествами и номинальной стоимостью. Еще через какое-то время на «бирже» можно было наблюдать появление пузыря — без всяких объективных причин определенные акции вырастали в цене в десятки раз.
Фрейфелд утверждает, что для того, чтобы возник пузырь, необходимы инвесторы двух типов. Первый из них по каким-то причинам предполагает, что цены на какие-то товары или акции в ближайшее время повысятся. Интерес подобных спекулянтов позволяет акциям или товарам вырасти в цене, но весьма умеренно. Пузырь возникает после появления инвестора второго типа. Эти инвесторы действуют на основе предположения, что всегда найдется «дурак», который купит какую-то вещь по более высокой цене. Именно эти инвесторы начинают играть на повышение, формируя пузырь за счет притока тех самых «дураков».
Экономисты Кеннет Грей, Ларри Фридер и Джордж Кларк, авторы книги «Финансовые Пузыри и Скандалы в Бизнесе», отмечают, что пузыри традиционно появляются на волне новых открытий. Это могут быть достижения в науке. Например, в США в 1960-е годы рухнули переоцененные инвестиционные фонды, которые вкладывали средства в электронные компании, а в 2001 году США пережили крах интернет-компаний. Однако у этих пузырей были многочисленные предшественники — например, развитие железных дорог сопровождалось появлением многочисленных пузырей. Аналогичный эффект могут оказывать географические открытия: открытие новых земель часто невероятно повышало стоимость акций торговых компаний, а впоследствии приводило к возникновению бумов на рынках недвижимости, включая земельный рынок. Пузыри могут возникнуть и по политическим причинам, однако влияние политики исследовано не лучшим образом и не вполне доказано. Любопытно, что кроме экономического, пузыри наносят и ущерб науке: каждый крах такого рода приводит к принятию законов и правил, которые тем или иным образом тормозят инновационный процесс.
Карлота Перес, автор книги «Технологические Революции и Финансовый Капитал», согласна с тем, что технологические новации вызывают раздувание пузырей в экономике. Согласно теории Перез, мир пережил пять технологических циклов. Первый начался в 1771 году, стартовала Промышленная революция, вызванная механизацией текстильной индустрии Англии. Второй цикл — в 1829 году, это была эпоха пара и железных дорог, третий — в 1875 году (эра стали), четвертый — в 1908-м (автомобили, нефть и массовое производство), пятый — в 1971 году (информация и коммуникации). Даты начала циклов выбраны произвольно, к примеру, последний стартовал в 1971 году, поскольку именно тогда был создан первый микропроцессор. По мнению Перез, каждый технологический цикл сопровождается бумами — в моду входят активы, связанные с наиболее современными отраслями экономики. Иногда эти активы переоцениваются, результатом чего становится лопанье очередного пузыря. Однако, Перез утверждает, что пузыри — это совершенно здоровое и необходимое для экономического здоровья явление.
Дэниел Гросс, автор книги «Хлоп! Почему Пузыри Полезны для Экономики», доказывает обратное. Его логика следующая: если забыть о том вреде, который наносится непосредственно после того, как лопнул очередной пузырь, то выясняется, что каждый пузырь оставил после себя нечто более важное, долговременное и нужное — инфраструктуру. Примером является, например, пузырь телеграфных компаний 1840-1850-х годов. До появления пузыря телеграфная связь развивалась медленно — после начала бума подавляющее большинство городов Европы и Северной Америки оказались связанными телеграфными линиями, кабели были проложены по дну морей и океанов. Крах этого рынка разорил тысячи акционеров, но позволил человечеству пользоваться новым видом связи. Аналогичная история произошла с железнодорожным бумом 1880-1890-х годов. В 1894 году четверть железнодорожных компаний США были объявлены банкротами — их погубило то, что они прокладывали железнодорожные пути быстрее, чем рос спрос на перевозки. Однако уже через пять лет построенные ими железные дороги были полностью загружены и приносили значительную прибыль.
Инфраструктура, которую пузыри оставляют в наследство миру, может быть самого разного рода. К примеру, это может быть биржевая инфраструктура — то есть, новый свод правил биржевой игры, способный отсекать нечестных игроков и жуликов. Это может быть новая отрасль экономики — например, интернет-экономика: после краха «дот-комов» 1991 года набрали мощь такие гиганты, как Google, Skype, MySpace и YouTube.