Блог им. Tradelikepro
Благодаря хорошей торговой конъюнктуре 2018 год для российской экономики с точки зрения темпов роста ВВП сложился удачно. Введение новых санкций в отношении России несколько ухудшило экономическую картину. Темп роста мировой экономики в 2018 году на уровне 3,7% сформировал хороший спрос на российские товары и услуги. Соглашения в рамках ОПЕК+ о снижении нефтедобычи привели к росту среднегодовой цены на нефть Urals до 71 долл./барр. в 2018 году. Действие бюджетного правила ограничило влияние роста нефтяных цен на экономический рост и предусматривает консервативную динамику расходов бюджета в 2019 году. Невысокая инвестиционная активность обусловлена повышением рисков введения США новых санкций в отношении России в 2019 году.
В этих условиях рост ВВП по итогам 2018 года составил 2%. Рост экономики сопровождается опережающим ростом реальных зарплат на 6,8%, сказалось общее повышение экономической активности при низком уровне безработицы. При этом спрос населения и инвестиционная активность предприятий ухудшились в 2018 году. Рост конечного потребления населения замедлился до 2,6%. Инвестиции в основной капитал сократились до 2,0%. Рост курса доллара до 63 рублей в 2018 году был обусловлен динамикой самого доллара к другим валютам и способствовал повышению годовой инфляции. Повышение ставки НДС в 2019 году с 18% до 20% и ослабление рубля сформировали более высокие инфляционные ожидания в 2019 году. Действие бюджетного правила в 2018 году на фоне сильного роста цен на нефть привело к тому, что федеральный бюджет по итогам 2018 года стал профицитным. При этом бюджетное правило ограничивает влияние роста нефтяных цен на динамику ВВП и курс рубля.
Рост мировой экономики плавно замедляется с 3,7% в 2018 году до 3,5% в 2021 году. Санкции США в отношении Ирана в части нефтяного экспорта не столь серьезны. В сочетании с ростом конкуренции стран ОПЕК+ с другими нефтедобывающими странами это приводит к постепенному снижению цен на нефть Urals с 71 долл./барр. в 2018 году до 68 долл./барр. в 2019 году.
В экспорте России сохраняется преобладание нефти и газа. Объем экспорта нефти и нефтепродуктов определяется возможностью нефтедобычи и спросом. Предложение природного газа на экспорт зависит от возможностей транспортировки и динамики внешнего спроса. Скорость наращивания экспорта СПГ обусловлена скоростью введения соответствующих производственных мощностей. Переход цен на нефть к более высокому уровню в 2018 году сопровождался ускорением роста экономики и переходом федерального бюджета к профициту. Влияние нефтяных цен на экономические показатели велико. Возможное снижение цен на нефть в 2019 году негативно повлияет на динамику ВВП и будет способствовать ослаблению курса рубля.
При уменьшении значимости фактора цен на нефть рост российской экономики в еще большей степени будет определяться экспортом, наращивание которого в физическом выражении замедлится относительно удачного в этом отношении 2018 года. Топливно-энергетические товары вносят огромный вклад в динамику объемов экспорта. В объеме экспорта товаров и услуг они занимают долю около 55% их прирост будет составлять от 0 до 2% в год. Продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами наряду с истощением нефтяных месторождений и ростом внутреннего потребления нефти создает предпосылки для наращивания российского экспорта нефти и газа. Динамика экспорта газа будет увеличиваться вместе с вводом в эксплуатацию газопровода Nord Stream 2 в конце 2019 года.
Замедление роста экспорта товаров и услуг до 2,5-3,5% оказывает негативное влияние на динамику российской экономики в 2019 году. Государственные меры по стимулированию нетопливного экспорта не могут существенно улучшить его динамику в 2019 года.
Банк России стремиться перейти к нейтральной монетарной политике по мере закреплении инфляции вблизи уровня в 4% и снижения инфляционных ожиданий. Повышению устойчивости инфляционных процессов способствует политика индексации тарифов естественных монополий и политика покупки валюты Минфином в рамках бюджетного правила. Бюджетное правило призвано снизить зависимость экономики от колебаний нефтяных цен. Налоговый маневр в нефтяном секторе будет оказывать влияние на структуру производства и экспорта нефти и нефтепродуктов. Бюджетное правило существенно снижает зависимость экономики от цен на нефть, но не устраняет ее, особенно в части экономического роста и при снижении цен на нефть.
В 2019 году выросла налоговая нагрузка за счет повышения НДС с 18% до 20%. Повышение НДС в 2019 году принесло федеральному бюджету около 0,6% ВВП доходов в год, что привело к увеличению предельного уровня расходов федерального бюджета. Дополнительные доходы бюджета будут направлен на финансирование национальных проектов. Негативный эффект на динамику ВВП от повышения НДС проявится в 2019-2020 годах.
Расходы бюджета увеличатся в среднем на 0,5% ВВП в год вследствие создания с 2019 году Фонда развития, который будет привлекать деньги преимущественно на внутреннем рынке и финансировать инфраструктурные проекты. Расходы федерального бюджета увеличатся примерно на 1,1% ВВП. Доля расходов федерального бюджета в 2019 году снизилась бы без повышения НДС и образования Фонда развития. Повышение пенсионного возраста оказывает небольшой стимулирующий эффект на экономический рост за счет повышения уровня занятости в возрастах, затрагиваемых пенсионной реформой в 2019-2021 годов. Ограниченность эффекта обусловлена тем, что в возрастных категориях, затрагиваемых реформой, занятость и так составляет около 40% у мужчин и 50% у женщин, а трудоспособность в соответствующих возрастных группах уже сильно ограничена. Если учесть наличие групп населения, которые не подпадают под реформу, а также снижение спроса на мигрантов из-за реформы и то, что процент прироста ВВП будет заведомо ниже процента прироста занятых.
Основные риски для экономического роста приходятся на 2019 год. Экономический рост может измениться вслед за неблагоприятной динамикой цен на нефть, завершением перехода к бюджетному правилу, повышением ставки НДС, приостановкой снижения ключевой ставки с соответствующим пересмотром прогнозов ее динамики, а также замедлением роста экспорта товаров и услуг в реальном выражении. В этих условиях рост ВВП возможно замедлится с 2-1,8% в 2018 году до 1,3% в 2019 году Результаты могут оказаться и более благоприятными в случае более высоких темпов роста экспорта и более высоких цен на нефть, при эффективной реализации мер по улучшению инвестиционного климата и национальных проектов, положительное влияние от которых может проявиться, при радикальном уменьшении рисков административного и уголовного преследования предпринимателей, которое часто носит необоснованный или несоразмерный характер в России.
При росте ВВП в 2019 году до 1,6% и закрепления инфляции вблизи 4% может произойти рост инвестиций в основной капитал на 2-2,5% в год и рост нормы накопления до 21,2% в 2019 году. Потребление населения будет демонстрировать рост на 1,5-2,0% в год – примерно в равной степени в части покупки товаров и услуг.
Расширение внутреннего спроса обеспечивает рост импорта, который зависит от среднегодового курса рубля. По мере снижения цен на нефть и ослабления курса рубля чистый отток капитала будет увеличиваться относительно уровня 2018 года, обусловленного несколькими раундами санкций в отношении России. Ослабить негативный эффект реакции курса рубля на изменение цен на нефть могут только валютные интервенции и изменения потоков капитала. В силу совокупности факторов доллар США все же будет укрепляться в 2019 году.
Инфляция после предельного приближения в конце 2018 года к целевому уровню в 4% Банка России в 2019 году будет увеличиваться.К этому привело повышения ставки НДС с 18% до 20%. В первом полугодии 2019 года годовой темп инфляции может превысить 5,0% и будет держаться вблизи этих уровней до конца года. Рост инфляции будут отражаться на инфляционных ожиданиях и может стать дополнительным поводом для ужесточения монетарной политики.
Постепенное снижение цен на нефть в 2019 году может оказать значительное воздействие на рост потребительских цен ввиду снижения эластичности курса рубля по отношению к ценам на нефть. Курсом рубля по-прежнему сильно зависит от общего состояния платежного баланса и потоков капитала. В целом в 2019 году курс рубля может резко ослабеть, но его значения не должны оказывать существенного инфляционного воздействия. Риски появления новых санкций в сочетании с рисками снижения цен на нефть необходимо будет учитывать при определении степени жесткости денежно-кредитной политики Банком России. Прогноза по инфляции на 2019 год в 5-5,5% является реальным.
Снижение среднегодовой цены нефти в 2019 году может выть более сильным. Этот риск в значительной степени нивелируется для государственного бюджета действием бюджетного правила и потому менее значим для российской экономики, но может оказать существенное влияние на курс рубля. Даже сильное снижение цен на нефть будет иметь влияние на курс рубля и инфляцию. При этом влияние курс рубля на динамику ВВП может быть ощутимым. Негативный эффект на динамику ВВП от понижения цен на нефть в 10 долл./барр. превышает 0,5 п.п.