Блог им. AlexChi

Подробный анализ лучших бумаг 2019 года

    • 31 декабря 2019, 14:34
    • |
    • AlexChi
  • Еще

Подробный анализ лучших бумаг 2019 года

Итоги 2019 года


Вчера я написал небольшой пост:

Этот пост был написан за 30 минут до закрытия торгов и содержал предварительные цены закрытия 32 наиболее ликвидных бумаг по итогам 2019 года. Как можно было вполне логично предположить, итоговые цены закрытия практически совпали с предварительными. Так что список 8 лучших бумаг по итогам 2019 года не изменился.

Вот окончательный список цен закрытия 32 наиболее ликвидных бумаг по итогам 2019 года:

Подробный анализ лучших бумаг 2019 года

                                Таблица 1.

Акции в таблице 1 упорядочены по убыванию доходности, а 8 лучших бумаг по итогам 2019 года выделены желтым цветом.

Итак, в 2019 году победителями становятся следующие 8 бумаг:

  • АФК Система
  • Сургутнефтегаз
  • Россети
  • Газпром
  • Норникель
  • Yandex
  • Сбербанк префы
  • Сбербанк

За 13 лет наблюдения лучшие бумаги года проиграли индексу только два раза, и было это в 2011 году и, к сожалению, в этом 2019 году. Все остальные годы лучшие бумаги прошлого года неизменно обгоняли индекс МосБиржи на следующий год. С очень большой вероятностью так произойдет и в следующем 2020 году.

Лучшие бумаги 2018 года в 2019 году

Это грустный раздел, который мне неприятно писать. Все любят рассказывать про свои успехи и победы. Иногда у меня складывается впечатление, что все вокруг только зарабатывают. Но надо быть честным. И сейчас я расскажу, что было с лучшими бумагами 2018 года в 2019 году. Сколько бы вы смогли заработать.

По итогам 2018 года лучшими были следующие 8 бумаг:

  • Лукойл
  • Роснефть
  • Новатэк
  • Татнефть
  • Сургутнефтегаз префы
  • Алроса
  • Газпромнефть
  • Распадская

Как вы можете заметить, ни одна из лучших бумаг 2018 года не осталась лучшей в 2019 году. Такое бывает крайне редко. И вот именно тогда, когда я впервые сформировал свой портфель по этой стратегии, такое и произошло!

В таблице 2 приведен список 8 лучших бумаг по итогам 2018 года, упорядоченный по убыванию доходности в 2019 году.

Подробный анализ лучших бумаг 2019 года

                      Таблица 2.

Итак, портфель лучших бумаг 2018 года в 2019 году дал только 3.45% прибыли против роста индекса МосБиржи на 28.56%! Это просто жесть… Никогда бы не поверил, что такое может быть! Это худший результат лучших бумаг года за все время моих наблюдений не только для акций МосБиржи, но и для акций, входящих в DJIA.

Правда, не все так плохо. Дело в том, что в таблице 2 не учтены дивиденды, которые выплатили компании по итогам 2019 года. Давайте теперь посчитаем, какой же могла бы быть ваша итоговая прибыль за 2019 год с учетом выплаченных компаниями дивидендов.

На смартлабе есть замечательная табличка с размером дивидендов по итогам 2019 года. Эта табличка доступна по следующей ссылке:

Если посчитать размер дивидендов, которые выплатили компании из таблицы 2 по итогам 2019 года, мы получим таблицу 3.

Подробный анализ лучших бумаг 2019 года

                                 Таблица 3.

Как вы можете увидеть из таблицы 3, общая доходность 8 лучших бумаг 2018 года по итогам 2019 с учетом дивидендов составила 11.55%. А это уже не самый плохой результат, с учетом размера ключевой ставки и доходности банковских депозитов.

Заключение

Еще не поздно купить 8 лучших бумаг по итогам 2019 года (вы можете сделать это, например, 3 или 6 января). Покупать можно по рынку, в равных долях. Я уже купил на 40% от одного из своих счетов.

Вот список 8 лучших бумаг по итогам 2019 года:

  • АФК Система
  • Сургутнефтегаз
  • Россети
  • Газпром
  • Норникель
  • Yandex
  • Сбербанк префы
  • Сбербанк

Запомните эти бумаги, именно они, скорее всего, будут лучшими и в 2020 году, как это было уже не раз, и не два, и не три. Время летит очень быстро, и чем старше вы становитесь, тем быстрее и быстрее. И этот новый 2020 год пролетит также быстро и незаметно, как и 2019. Надеюсь, вы будете торговать грамотно, без плеч и излишних рисков, и мы встретимся с вами ровно через год, и я напишу такую же статью о лучших бумагах по итогам 2020 года.

А сейчас мне остается только пожелать всем счастливого и веселого Нового Года! Счастья, здоровья, любви и удачи вам и вашим близким! До встречи в новом 2020 году!


Берегите свои деньги! Торгуйте грамотно!

★23
37 комментариев
понятно, что энто Ваше право держать столько бумаг сколько Вы считаете нужным… но для приведения рисков к минимуму, а портфель — к максимуму… все же игра на лучших бумагах начинается с 10 бумаг и до бесконечности...

читал я Ваше исследование по поводу оптимального количества  бумаг и Ваших оппонентов, которые придерживались несколько других взглядов...

с моей точки зрения, Они более правы, чем Вы.....
avatar
wistopus, оптимальное количество бумаг в портфеле (если речь идет о лучших по доходности бумагах) составляет от 7 до 11. Вот статистика на этот счет:

Оптимальное количество бумаг в портфеле

Спорить тут не о чем, именно этот интервал дает наибольшую прибыль на истории. Допускаю, что если собирать портфель по другому принципу, например, дивидендные акции, то оптимальным будет другое количество бумаг.
avatar
Спасибо! 11,55% хорошая доходность в сравнении с депозитом в банке и доходностью ОФЗ!
avatar
У вас под разные стратегии разные счета? Или вы резервируете какой то процент счета под стратегию? Под лучшие бумаги года вы резервируете 40%. А остальное 60%?
avatar
Незнакомка, у меня два брокерских счета: в сбербанке и в Финаме.

В сбербанке брокерская комиссия немного больше, так что там я стараюсь держать более «долгоиграющие» бумаги. Вот именно на нем я и купил лучшие бумаги года на 40% от размера депозита. Остальные 60% пойдут на систему BWS (лучшие бумаги недели), я с начала года опять собираюсь ее торговать.

На Финамовском счете у меня будут спекулятивные роботы и дивидендные торговые стратегии. А если не будет идей, как сейчас пока, то буду сидеть в ОФЗ. Я всегда пересиживаю в ОФЗ то время, когда нет сигналов от роботов или нет дивидендных идей. Посмотрим, какой счет выиграет по итогам года. Пока мне кажется, что спекулятивные роботы и ДТС-системы сильно обгонят сбербанковский счет.
avatar
AlexChi, а что у вас за тариф в финаме? Не тот же где только с мобильника? Вы ж роботами торгуете. Просто у меня счёт в сбербанке тоже есть и он как раз для краткосрочных сделок больше, комиссия ниже чем в открытии и нет доп поборов за ведение счета
avatar
Desperate, в Финаме тариф «Дневной» в сбербанке «Самостоятельный». В сбербанке за сделку берут 0.06% до 1 миллиона, в Финаме 0.0354% до 1 миллиона (но не менее 41.3 рубля). Размер моих сделок примерно 200 тысяч рублей, так что мне выгоднее Финам.
avatar
Но ведь использовать стратегию 8 лучших бумагах недели по доходности эффективнее покупки ОФЗ. Может заменить ОФЗ на 8 лучших бумаг недели? А если учесть, что стратегия 8 лучших бумаг недели обгоняет по доходности 8 лучших бумаг года, то может быть сделать выбор в пользу стратегии с большей доходностью? Это приведёт к более оптимально у использованию ресурсов. Как думаете, Александр?
avatar
1. Вместо ОФЗ покупать лучшие бумаги недели? Очень хорошая идея. В принципе, да, почему бы и нет.

2. Лучшие бумаги недели далеко не всегда обгоняют лучшие бумаги года! Далеко ходить не надо: в 2018 году я уже торговал BWS и наторговал 13%, а лучшие бумаги года тогда дали 17.71%, а с учетом дивов около 26% (правда, без меня, я тогда не торговал лучшие бумаги года). Мне кажется, хорошо выбрать комбинацию этих систем, типа 40% на 60%, как у меня сейчас или в другой пропорции взять.
avatar
общая доходность 8 лучших бумаг 2018 года по итогам 2019 с учетом дивидендов составила 11.55%. А это уже не самый плохой результат, с учетом размера ключевой ставки и доходности банковских депозитов.

 
Тогда и индекс ММВБ нужно считать с учетом дивидендов

Индекс ММВБ полной доходности MCFTR 38,45%
www.moex.com/ru/index/totalreturn/MCFTR

Хотя в целом Ваш пост заслуживает уважения за честность и открытое признание неудачного применения статистики. Удачи в Новом Году!
avatar
Анастасия К, спасибо! И вам удачи во всех делах, всегда отличного настроения и крепкого здоровья!
avatar
Анастасия К, на самом деле это кажется, что неудачное применение. Таких лет, как 2019, в котором направленное движение индекса (часто с низкой базы) весь год обыгрывает моментум, бывает 1 на 7-10 лет. Обычно после таких лет все выкидывают моментум и входят all-in в рынок, и отгребают по полной, моментум же (частично) восстанавливает отставание. Зато моментум проявляет себя в периоды боковика, и особенно падения рынка. Также, с учетом того, что историческая просадка моментума значительно меньше, можно торговать с плечом. Например, один из моментумов, который я торгую на Америке дает 12.2% прибыли среднегодовой при просадке 6.1% (расчеты с 1950 года), т.к. я толерантен к просадке в 20%, то торгую его с 2х плечом.
avatar
Павел Ку, 

Но ведь тут  несколько грубых ошибок было:

проданы Сургут и Алроса на 2-3-летних минимумах, Алроса продана вроде бы перед самым началом роста(!)

Газпром не признан лучшей акцией 2018 года, потому что учитывалась только доходность, не учитывалось поведение акции в просадках, Газпром держался в проливах-2018 лучше тех бумаг, которые были признаны «лучшими по итогам 2018»
avatar
Анастасия К, тут вопрос, что подразумевать по «грубыми ошибками». Да, акции проданы, и возможно, в зеркале заднего вида их не нужно было продавать. Но если бы мы знали, как будет и что заранее, то вошли бы на 5е плечо в индекс и стояли весь год. Если бы у меня было знание о том, где будет рынок (или любая акция) через месяц, то я смог бы заработать кучу денег, но этого знания нет. А что, если бы акции продолжили валится и дальше? Обычно моментум сохраняется, а такие досадные выходы — лишь некоторая плата за фундаментально правильную стратегию. Ожидать 100% правильных решений — значит покупать ОФЗ. Кроме того, СурПр дал совсем небольшой убыток — вышли по 20%, а дивов он дал 15.83% после учета НДФЛ.

Да, Газпром не проливался в 2018м, но он и не рос 8(!) лет с 2010 года, по каким признакам его нужно было брать в портфель? Он мог еще 15 лет стоять в боковике. Мой брат все эти 8 лет сидел в нем, получил рост 2х за 8 лет. Даже ОФЗ лучше сработали.
avatar
Павел Ку, 

Вы сейчас «помогаете» фундаментальщикам и торговцам по новостям.

ФА-шники покупали Газпром в портфель, когда его дивдоходность превысила доходность по трехлетним ОФЗ, это точно было в 2017 году, где-то начиная от 135 по Газпрому, ну и ниже до 112. В 2014-2016 этот критерий не работал из-за более высоких ставок ЦБ и более доходных ОФЗ, еще раньше этот критерий не работал из-за плохих дивов в Газпроме.

Торговцы по новостям брали Газпром на важной новости о 16-р дивидендах в середине мая-2019, там мега-свеча была, за день ~14%.

Здесь же мы видим систему, построенную фактически только на одном критерии «рост акции в прошлом году», собрана примитивная статистика, но за много-много лет, и вот как раз в тот год, где Газпром фактически тащил индекс, эта система получила сильное отстатвание, пропустив лучшую бумагу (с учетом доли в индексе).

Я не защищаю ФА-шников или торговцев-по-новостям, я просто говорю, что если бы статистика была чуть более сложной, учитывала бы несколько факторов, более пристально бы смотрела на бумаги с большой долей в индексе (Газпром-Сбер-Лукойл почти по 15% доля), то вряд ли пропустила бы такой рост.

Также не учитывается факт, что если высокодивидендная бумага несколько лет стоит на дне, то считать надо именно с реинвестом дивидендов, потому что когда будет долгожданная «ракета», именно эти проинвестированные на дне дивы сильно увеличат рост. А вот AlexChi как раз этого не считал. Вроде бы ему уже делали замечание по этому поводу, ведь рос. индекс уже несколько лет самую высокую див. доходность в мире имеет, поэтому игнорировать реинвест дивов — это неверно.



avatar
Анастасия К, нет цели кому-то помогать или склонять куда-то.

Прокомментирую по порядку:

Про ФА-шников. Не понятно, почему берете именно 3-летние ОФЗ, почему не 10 летние? И если их взять даже по самому лою Газпрома в 112, то при дивах за 2017 в размере 8.04 получим: 8.04 * 0.87 / 112 = 6.24 доходности. В то время даже самые короткие годовые ОФЗ давали больше, а уж тем более 3-летки.

Про новостников: тоже брал на той свече, на моментуме плюс на переоценке в связи с ростом дивов. Такие стратегии тоже имеют место быть.

Про то, что ГП тащил индекс. Если посмотрите SP500, то его тоже тащили Apple, Facebook иже с ними, супер-тяжеловесы. Индекс микростоков в глубоком загоне. И SP500 обогнал все неплечевые моментумы в 2019м.

По более сложной системе: хорошо строить и более сложное, только нужно сначала это оцифровать (а как сделать оцифровку Газпром «Газпром держался в проливах-2018 лучше»?). Возможно более сложная стратегия действительно будет лучше, нужно проверять на расчетах. А то, что здесь это не предусмотрено — это просто особенность, но не ошибка системы.

Про дивиденды соглашусь, обычно используют индексы полной доходности для моментума.

 
avatar
Павел Ку, 
а как сделать оцифровку Газпром «Газпром держался в проливах-2018 лучше»?

Взять коэффициент, связывающий доходность и просадки, например коэффициент Кальмара — доходность/макс_просадка, ну или Шарпа.


Про то, что ГП тащил индекс. Если посмотрите SP500, то его тоже тащили Apple, Facebook иже с ними,

А я это понимаю. Вот даже статья хорошая есть на эту тему.
www.zerohedge.com/markets/socgen-presents-most-depressing-chart-ever
Это тенденция последних лет, когда индекс растет за счет нескольких бумаг, а остальные безнадежно отстают.


А то, что здесь это не предусмотрено — это просто особенность, но не ошибка системы.

Ну, я все таки считаю, что система не должна делать грубых ошибок.
Здесь же система явно проиграла интуитивщикам, «новостникам» и части ФА-шников.
Возможно, бумаги с большим весом в индексе (Газпром, Сбер, Лукойл — по 15%, Роснефть, Норникель по ~4.5%) нужно более серьезно рассчитывать, по нескольким критерям, ведь именно их большой вес в индексе в случае ошибки приведет к серьезному отставанию от индекса.

Про ФА-шников. Не понятно, почему берете именно 3-летние ОФЗ, почему не 10 летние? И если их взять даже по самому лою Газпрома в 112, то при дивах за 2017 в размере 8.04 получим: 8.04 * 0.87 / 112 = 6.24 доходности. В то время даже самые короткие годовые ОФЗ давали больше, а уж тем более 3-летки.

Трехлетние — потому что чаще всего прогнозируют трехлетний период, на десять лет мало кто на практике берется прогнозировать. И на год ФА-шники редко покупают, все таки слишком маленький период для ФА.

Если считаем, что дивиденд хоть немного, но вырастет за три года, то дисконтируем и получаем ставку, выше чем трехлетние ОФЗ. Хотя, наверное, корректнее сравнить со ставкой облигаций Газпрома.

Как-то так выглядит наш прогноз летом 2017 года (понятно, что значения в табличке на 2018-2019 — наш ожидаемый прогнозный дивиденд)




Т.е. в апреле 2017 начинаются разговоры о повышенных дивидендах Газпрома. Мы прогнозируем, что в течение трех лет дивы хоть немного, но вырастут, разговоры шли о 12-14 рублях (статья в Ведомостях была), но посчитаем скромно, от 8,04 в 2017 до 12 в 2019. Газпром был в многолетнем боковике, поэтому считаем, что по 150 рублей мы его и продадим. Ну это я примерно рассуждаю, как тогда выглядел бы прогнозный расчет. Можно легко позаменять прогнозные значения, видим, что все равно выше 9% доходность будет. Ну и принимаем решение о покупке. Как-то так это выглядит. То есть сравнивать именно дисконтируемый 3 года дивиденд, причем с явными надеждами на рост (помним же разговоры, слухи и статьи в Ведомостях).

avatar
Анастасия К, 
Взять коэффициент, связывающий доходность и просадки, например коэффициент Кальмара — доходность/макс_просадка, ну или Шарпа.
Безусловно, можно взять хоть Ulcer или Recovery, вопрос в том, а что нам это даст, и, самое главное, будет ли это устойчивым.

Ну, я все таки считаю, что система не должна делать грубых ошибок.
По прежнему не считаю, что это была ошибка. Если считать это ошибкой, то система, которую предлагаете вы (которая взяла бы ГП в портфель по итогам 2018 года), тоже ошиблась, потому что нужно было использовать стратегию кластерного Footprint, которая показала накопление ГП в апреле, затарить там на 5е плечо ГП и получить разрывной профит. Это утрирование, но я пытаюсь донести суть, что попытка вставить дополнительные индикаторы снижает робастность системы, и в большинстве случаев ухудшает ее результат на долгосроке.
Как-то так выглядит наш прогноз летом 2017 года (понятно, что значения в табличке на 2018-2019 — наш ожидаемый прогнозный дивиденд)
Как видите, ваш прогноз 17года был ошибочен, в 2018м дивиденды ничуть не выросли. Почему они должны были сильно вырасти в 2019м на основе всех предыдущих лет? Я не знаю. Как оцифровать статьи в Ведомостях и слухи, чтобы внести их в систему — тоже.
avatar
Павел Ку, 
Как видите, ваш прогноз 17года был ошибочен, в 2018м дивиденды ничуть не выросли. Почему они должны были сильно вырасти в 2019м на основе всех предыдущих лет? Я не знаю. Как оцифровать статьи в Ведомостях и слухи, чтобы внести их в систему — тоже.

Ну поэтому ФА-шники и не любят одногодовые прогнозы, а прогнозы на 3 года уже более точно получаются.
Я не покупала Газпром в 2017 году, хотя знаю многих людей, которые тогда его брали, примерно по вышеописанным соображениям, что перейдет на 50% МСФО дивы в течение нескольких лет, кто-то ждал раньше, кто-то не мог долго ждать и продал по 160.

ФА-шников ругают за тяжелые просадки (как по времени, так и по величине), за расплывчатые прогнозы (то ли год ждать высоких дивов, то ли три года, то ли неизвестно-как-оно-будет), но тут мы видим, что формальная система на единственном критерии тоже имеет серьезный недостаток (ошибку, особенность).

Пока итогом обсуждения я лично вижу, что «новостник», отреагировавший на майскую новость о 16-р. дивах Газпрома, имеет гораздо больше шансов обогнать индекс, чем системщик с роботом с многолетней статистикой, чем ФА-шники с нечеткими прогнозами и большими просадками. Если этот «новостник» не сильно накосячил с другими новостями, то шансы действительно хорошие.
avatar
Анастасия К, абсолютно согласен, что каждая система имеет свой недостаток. Мой опыт показывает, что если объединить несколько систем (желательно совершенно разнородных), то результат получается очень хороший за счет уменьшения максимальной просадки.

По поводу новостников — соглашусь, но только, если он умеет абсолютно точно отделять фейки и реальности, а также верить в ФА, чтобы просчитать новую таргет цену и удержать акцию до ее достижения. Думаю, таких людей (у которых все это вместе) — тысячные доли процентов.
avatar
Как вам Сбербанк как брокер? Подумываю заменить Уралсиб на Сбербанк.
avatar
Незнакомка, нормальный брокер. Я с ним уже с 2006 года, нареканий нет и ввод денег и вывод осуществлял без задержек. Правда, по сравнению с Финамом дивиденды у Сбербанка ВСЕГДА на 1-2 дня позже приходят. Не знаю, насколько для вас это критично.
avatar
AlexChi, а у вас не берут 1% с дивидендов в Финаме? Говорят, у них нет депозитария и они «шалят» с дивами.
avatar
Павел Ку, вы знаете, что-то я не заметил такого. Тоже читал, что вроде бы берут, но вроде суммы дивов приходят целиком.
avatar
AlexChi, я уверен на 99%, у меня знакомая договорилась на 0.1% вместо 1%, но берут все равно. Вы могли бы проверить?
avatar
Павел Ку, проверил. По дивидендам 1.18% берут, по купонам облигаций 0.236% берут. Сам сейчас в шоке. Без комментариев… Это называется комиссия депозитария на выплату дохода по ценным бумагам, списывается отдельно.
avatar
AlexChi, странно, я слышал про 1%. Вы же все время расчеты делаете и комиссию учитываете в стратегиях, а как написали про Финам, я сразу подумал, что комиссия с дивов не учтена. Рад, что теперь вы знаете. На самом деле у других крупнейших такой комиссии нет, но есть задержки при выплате дивов, если брали на плечо (особо длинные в БКС).
avatar
Это не критично. А в плане работы торговых терминалов, отображения графиков?
avatar
Незнакомка, да я как-то за графиками вообще не слежу )))) Даже не помню, когда хоть один график в Квике открывал. Роботы торгуют, вроде бы нормально все. Задержек нет.

Ну вот еще один момент: чуть-чуть быстрее срабатывают заявки в Финаме, чем в Сбербанке. Это когда плюс, а когда минус. Я если покупаю на двух счетах одну и ту же бумагу и стоп-лосс с тэйк-профитом ставлю на одну цену, то такое впечатление, что сначала пройдет сделка Финамовская, а потом уже сбербанковская.
avatar
Незнакомка, 
1. В сбере в этом году несколько раз (когда было сильное движение) невозможно было войти в терминал мобильного приложения Сбербанк. Инвестор. Соответственно невозможно было открыть/закрыть позицию.
2. Десктопный терминал — Квик- убожество.
3. Невозможно заказать справку 2-НДФЛ за текущий год, чтобы например откорректировать позиции для уменьшения налогов. Правда я нашел выход- делаешь вывод 1 рубля и в ежедневном отчете можно увидеть результат. Но это для обычного брокерского счета. Для ИИС это не работает и фин.рез в течение годы вы узнать не сможете никак. Я обслуживаюсь в Сбербанк.Премьере с персональным менеджером, но даже в таком случае они помочь не могут или не желают.
Из плюсов:
1. Как бы надежность гос.банка.
2. Нет доп.сборов за ведение брокерского счета и депозитарий- только комиссия. На счете у другого брокера у меня за год таких вот «левых поборов» набегает до 10 т.р.
Правда комиссия у Сбера для сделок внутри для менее 1 млн. руб выше, чем у других. Если сделок на сумму более 1 млн. руб. — сопоставимая с другими.
avatar
Можно подумать что Транснефть обычка есть!
avatar
Подскажите пожалуйста а информацию по ликвидности за год откуда берёте?
avatar
Зарубин Семён, вот здесь можно посмотреть:

https://www.finam.ru/analysis/leaders/
avatar
AlexChi, Спасибо большое.
С Новым Годом!
Интересно. Спасибо
avatar

Своеобразный наторговали список. Я пожалуй удивлюсь, если некоторые из этих бумаг (типа АФК или Яндекс) не занырнут в течении года, и их не выбьет по стопу, как Алросу с Сургутом в прошлом году.

avatar
just4fun, вы правы, от 1 до 3 бумаг по статистике всегда выбивает по стопу. На мой взгляд основным претендентом на выход по убытку является Yandex. Я бы его руками не купил, очень волатильная бумага…
avatar

теги блога AlexChi

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн