Вообще тема вот этого поста может быть даже интересной. Я серьёзно, здесь будут умные мысли, которые вряд ли сделают из вас успешного инвестора или трейдера… Но правда несколько в ином. В том, что накапливая такие знания или мысли потом вы уже будете принимать решение лучше, чем сейчас. Опять я про никому ненужную философию. В общем ближе к делу и о чём мы сегодня будем говорить с фактами и цифрами и что здесь полезного, что я заставляю читать вас мой пока непонятный текст.
Первое и самое важное. Вы можете рассмотреть в себе две черты, как для инвестора. Первая — это некоторый любитель венчура ( мечтатель об огромных деньгах с небольшого капитала) или вдумчивый и более профессиональный инвестор, который начинает понимать смысл рынка и что стоит покупать, а что не стоит. При этом возможно мы даже попробуем перейти из одной фазы в другую прямо на примере.
Начнём с некогда зарождающегося рынка электромобилей. Если вы себя относили к категории венчурного инвестора ( мечтателя ), то вероятнее всего вам нужно было обращать внимание на Tesla. Это была идея мечта. Здесь нет никакой логики о хорошем фундаментальном анализе. Даже те аналитики, которые угадали данное развитие не в состоянии осознать, что в большей части вероятнее всего их расчеты были просто удачей. Почему? Вероятнее всего если посмотреть весь портфель идей этих аналитиков или портфельных управляющих, то у них там будет куча неудачных идей. На Tesla просто у каких-то совпало и теперь они кажутся гуру. Но вернёмся к нашей идеи. Если вы с характером венчурного мечтателя, то вы должны были вкладывать в Tesla и радоваться этому. Просто потому что Tesla это идея мечта. Здесь есть интересный лидер, здесь есть вызов всему миру, здесь есть технологии, здесь есть всё.
Есть ли здесь очень хорошая логика фундаментального анализа присущая более профессиональному инвестору? Нет, её здесь нет.
В 2019 году если мы посмотрим на конец года, то продажи электромобилей во всем мире показали снижение. Единственными регионами, где присутствовал плюс это была Бразилия и Япония. Остальной мир был в минусе.
В начале 2019 года говорилось о том, что более 60% всех электромобилей продаются в Китае. Там был настоящий бум. Почему был? Просто урезали субсидии в стране на покупку электромобилей и продажи стали уменьшаться.
Всем стало известно, что Tesla решила построить завод в Китае. Примерно в тоже время была объявлена презентация по CyberTruk ( надеюсь правильно написал). Всё это было на слуху и для венчурного инвестора, который или держал акции или купил незадолго до этого всего, это действительно было плюсом. Всё это говорило о том, что это крутые новости. Так и произошло. Акции летят вверх, счёт растёт. Но что для более профессионального фундаменталиста?
Давайте посмотрим кто сейчас производит массово электромобили в Китае. Перечислим компании, которые вам скорее всего неизвестны вообще. Это BYD, Baic Bjev, Saic Motor, Changan,Chery, Zotye Auto, Zhidou, Jmev,Jac Motors, Gac Ne, Nio. Ого, ничего себе. Так получается, что Tesla ни одна такая? Получается, что здесь уже намечается сверх конкуренция? По ходу дела да. Получается, что для хорошего фундаменталиста, который вкладывает деньги надолго идея с Tesla была и будет наверное не самой впечатляющей и даже посмотрев на трёх кратный рост за последнее время, он поймёт, что мог бы и потерять столько же ( или потеряет в будущем ).
Какие ещё факты? Ведь сейчас я даю информацию, которой и так полно, а Tesla выросла и будет расти скажет мечтатель — венчурист. Я скажу, что всё зависит от срока и от удачи. Опять перейдём к фактам. Мы не знаем текущее состояние этих совместных предприятий, но всё же ещё несколько доказательств, что Tesla будет под сильной борьбой ( речь не об очередных убийцах Tesla, а именно о крупных компаниях, которые просто так не уйдут с рынка).
Ford + Zotye ( Китайский автомобильный бренд входящий в топ — 10 в Китае)
Volvo + Polestar(грубо говоря это Volvo и Geely)
BMW + Great Wall ( Great Wall в России многие знают)
General Motora China
Daimler и Baic ( давно сотрудничают и несмотря на всякие неудачи решили еще больше продвигаться)
Nissan и DFM
Цели у всех амбициозные. Все из них хотят попасть в лидеры рынка.
Что по поводу Nio? Ролик об автомобиле сейчас на главной Смарт лаба. Ничего хорошего. Они прожигают инвестиции, а продажи относительно невысокие. Вполне вероятно, что будет очередной банкрот. Был такой Хенри Фискер, который тоже должен был всех снести и стать второй Теслой. Увы очень большое разочарование и как следствие банкрот. Таким образом мы должны понимать, что наибольшую конкуренцию вероятнее всего Tesla получит от производителей, которые уже работают на рынке. Посмотрите список выше и вы поймёте, что в Китае будет просто война за данный рынок.
Таким образом Tesla уже явно не подходит венчурному инвестору ( выстрелила) и не подходит хорошему фундаменталисту.
Трудно поверить во все компании, которые громко зовутся убийцами Tesla ( речь о стартапах ), но стало известно про Rivian. Компания получила 3 млрд инвестиций ( даже Amazon вложился). При этом Amazon сразу же сделал и заказ на 100 000 электрофургонов от данной компании.
Ээээ, если всё ещё неубедительно, то добавьте сюда ещё Wolkswagen ( надеюсь правильно написал, всегда с ошибкой это делал), который в ближайшие годы должен выпустить на рынок достаточно большое количество электрокаров. Здесь ещё образно не так активна Toyota ( вроде как не сильно слышно ), но не забывайте, что Toyota любит делать неожиданные сюрпризы ( то дизайн резко поменяют… на Лексус в своё время вообще футуристично было, то выкинут ещё что-то..).
Да, здесь были масса неудачных проектов и слухов… От попытки выйти на рынок Dyson и слухов о проекте Titan от Apple, но как я уже написал выше, для Tesla будет жарко именно от превычных автопроизводителей и возможно от проектов типо Rivian ( так как в случае неудачи все разработки заберёт какой-нибудь Форд, тк он является одним из основных инвесторов в данный проект и здесь проигрыш минимальный, тк для Форда и так и так нужно вкладываться в подобные проекты, чтобы выживать и расти).
Что как итог? Если вы мечтатель — венчурист, то вполне возможно, что любимая история закончилась и можно забирать деньги. Если вы инвестор, то вряд ли вы сильно когда — либо касались Tesla и вряд ли у вас есть какие-то нереальные сожаления, тк вам известны подобные истории и то, что потерь зачастую на таких инвестициях гораздо больше, чем прибыли. Для того, чтобы компания реально имела дальнейший рост, то нужно чтобы она создала данный рынок, но и потом была практически недосягаема для конкурентов. Ведь ко всему вышеперечисленному вы можете сказать, а как же Amazon, который работает на высококонкурентном рынке и вроде как лидер. Да, в тот момент, когда Амазон делал это всё он был лидер и уйдя вперёд просто занял большую часть рынка. Для Tesla занять большую часть рынка очень сложно ( да сейчас Tesla лидер), но с такой оппозицией это не может продолжиться долго. Плюс если возвращаться к Amazon, то маржинальность основного бизнеса стало маленькой, как раз из-за обилия конкурентов. Успех Amazon в дальнозоркости. Если Tesla, как и Amazon найдёт для себя вторую золотую жилу ( Амазон лидер в направлении облачных сервисов), то всё может поменяться… но разница в том, что для Тесла это практически невозможно, тк им требуются постоянные инвестиции в основной бизнес...
В чём суть поста? Немного непонятно… Смысл, это как бы продолжение вчерашнего поста про венчур. В примере мы рассмотрели удачу более рискованного инвестора и нахождение в стороне фундаменталиста, который видит очень большие риски для своего портфеля при вкладывании в Tesla ( высокая конкуренция как основной риск.)
Быть может есть ещё какие -то примеры, где терпит неудачу венчурный инвестор? Всё зависит от срока, но давайте посмотрим на Beyond Meat ( мы не будем рассматривать тех, кто вкладывал в компанию до IPO, тк у редких читателей данного поста явно нет таких возможностей). Искусственное мясо. Хорошая идея. На IPO данные красавчики вышли по цене чуть выше 66 долларов за акцию. Это не осталось незамеченным для новостных агентств. Чуть ли ни новая эра продовольственного питания. Полезно, почти как мясо. Идеально. Через 2 месяца акции стоили более, чем в 2 раза после цены размещения. Достаточно серьезный успех… но как в таких случаях и бывает, если что-то должно пойти не так, то оно обязательно пойдёт.
Вообще немного странно видеть взлёт и хайп вокруг компании, которая просто делает что-то из горохового протеина с добавлением кучи специй, рецепт которого могут повторить куча стартапов и сделать крупную конкуренцию. Здесь нет ничего нереального, а в присутствии множества возможных инвесторов в другие такие же начинания получается, что компания может стать чем -то вроде Lending Club ( только в мире финансов).
Состав :
вода, изолят горохового протеина, расповое масло, кокосовое масло, клетчатка из бамбука, метилцеллюлоза (загуститель), картофельный крахмал, мальтодекстрин, экстракт дрожжей, соль, подсолнечное масло, овощной глицерин, сухие дрожжи, гуммиарабик, цитрусовый экстракт, аскорбиновая кислота, экстракт свекольного сока, уксусная кислота, янтарная кислота, модифицированный пищевой крахмал, аннато (краситель).
Но если мы посмотрим на стоимость акций, то она всё равно находится гораздо выше, чем при IPO. Почти в 2 раза. Получатся, что всё не так плохо?
Вот здесь уже как говорится всё может быть… если протеиновый горох можно продавать за такие деньги, то может быть и так. В конце концов и Кока Кола это всего лишь набор красителей и добавок с водой. И почему-то Тархун ни как становится второй Кока Колой.
Так что же, получается на данных примерах 2:0 в пользу венчурных инвесторов? Здесь да, но время может оправдывать фундаментальных правильных инвесторов ( которые никогда не будут вкладываться в гороховый протеин или наполненную жуткой конкуренцией автомобильную отрасль)… ведь время показывает где в последствии находятся инвесторы, которые не успели во время выйти из Go Pro или FitBit, где революции так и не случилось и крупные игроки просто задавили дерзких новичков…