Продолжение. Начало:
https://smart-lab.ru/blog/624051.php
— То есть ты утверждаешь, что можно наблюдать за экономикой онлайн?
— Ага, — Седой на этот раз был выбрит, лысина блестела. Видимо вчера я что-то всколыхнул в его восприятии себя, — современные технологии позволяют уже не ждать всех этих статистик по PMI или ВВП. Первая машинка нам все расскажет!
— потребитель?
— Точно. Ведь в конце концов он определяет основную экономику. Человеку должно быть что-то НАДО. Если ничего не нужно, то ручей у шалаша, прополка картофеля палкой копалкой и туалет с лопухом. Ноль влияния на экономику. А вот как только появляются потребности, так маховик раскручивается, спираль разматывается и понеслась. Один делает одно, другой другое. Одному не хватает на айфон — вот кредит. Вот зарплата тому, кто кредит выдал, вот зарплата тому, кто банк построил, а вот деньги тому, кто камни притащил и вывеску потом нарисовал. И вот у них у всех тоже деньги есть, и они тоже побежали покупать что-то мягче лопуха.
— Да знаю я это. Проходили… (и где-то на подкорке у Гнома появился образ племени Тыкто. прим. автора)
— Ну вот. Конечно знаешь. Теперь самый главный вопрос — как понять, что человеку становится что-то надо, или он довольствуется малым?
— Ну например сколько тратит человек, — предположил я
— Логично. На это можно смотреть, но онлайн статистику тут не получишь. Мои ребята из банков говорят, что транзакции по картам провалились на 30-40%. В штуках. Чеки возможно стали больше, но падение приличное. В штатах тоже есть такая статистика, только она тоже с небольшим запозданием. И там ситуация похожая. Щас, погоди, — Седой начал пыхтеть и что-то кликать мышкой. Включился график.
— Но это как бы сигнал однозначный, что первая машинка по тормозам ударила. Давай дальше копать, — Седой отключил демонстрацию экрана.
— Ну не знаю. Траты — это и есть показатель ведь. Разве что-то еще придумать можно?
— Можно, — заулыбался Седой, — ну конечно если все траты видеть в онлайн оно будет лучше, но есть штука с очень высокой корреляцией.
Седой выждал паузу и торжественно произнес: — Мобильность!
Я пожал плечами. — И?
— Что «И»? Человеку когда что-то надо, он куда-то прется. Это ж очевидно. Можно сидеть дома конечно и заказывать чипсы и нетфликс, но это явно не то, что ждет экономика от индивида. Ему нужно в автосалон, на вокзал, в театр, бар, на заправку. Короче он должен шевелиться!
— Это понятно. И как ее смотреть?
— О! мы подходим к самому интересному. Смотреть можно аж тремя способами. И все три с лагом буквально в несколько дней.
— Давай, показывай уже
Седой снова закопошился и на этот раз экран стал демонстрироваться гораздо быстрее
— Первое, это эпл. Они взяли число запросов на прокладку маршрутов. На машине, пешком и на общественном транспорте. И перед тем как я покажу тебе графики, давай чуток порассуждаем. Когда ты прокладываешь маршрут?
— Когда дорогу не знаю. Или пробки посмотреть.
— Ага. Ну я б сказал, что первое вернее. Пешком пробок нет, на транспорте тоже. Так что да. Когда тебе что-то надо и ты не знаешь где это — смотришь маршрут. Значит прокси этого — необходимость тебе куда-то пойти. Зачем-то. Ну и в итоге потратить денег. Эпл это дает тут:
https://www.apple.com/covid19/mobility
— Возьмем США. Я немного сгладил графики, чтобы недельную сезонность убрать
— Ничего себе. То есть на авто народ вернулся?, — удивился я
— Ага. Довольно странно, но факт. Но видишь внизу оранжевая, транспорт?
— Угу. Лежит.
— Лежит, потому что люди боятся толпы. Те, кто брал автобус, теперь на тачке едут. Так что графики можно сложить. И получится примерно серая линия. Активность пешком. Она довольно точно показывает мобильность персоналиев. Около -15% от нормали.
— Ну это ж не так уж и много. В смысле падение не большое, почти восстановились.
— Тут я бы поглядел, — Седой почесал бороду, — Трамп все же гонит всех на улицы. Но давай посмотрим другого провайдера информации. Гугл. Он тоже придумал индекс мобильности. И разбил его на 6 категорий. Смотрит, где бывают его устройста. В парках, на работе, на транспортных узлах, в магазинах, дома… короче вся инфа, и ее тоже можно скачать в экселе, тут:
https://www.google.com/covid19/mobility/
— И что США?
— А вот:
— Смотри как интересно. Сидение дома и в парках я убрал. Оставил только три коммерческие вещи. И там ситуация грустнее. Процентов 40 пока падение. Из чего можно сделать вывод, что народ начал шариться по стране не продуктивно. И -15% в эппле — это поездки к озеру и к пункту выдачи еды. Но это гипотеза. Давай покажу третий индикатор. Это уже мой собственный.
— У тебя есть какие-то свои данные?!
— Нет. У меня есть какой-то свой мозг. Я вот подумал, если ты куда-то идешь. Ну например едешь в командировку, в отпуск, в театр или диснейленд — что тебе нужно?
— Ну… билет что ли?
— Ай гномяка! Голова! Точно! — Седой запрыгал и заерзал от возбуждения, — билет нужен. Поэтому мы что делаем?
— Что?
— Смотрим на статистику слова «билет» в поисковых запросах!
— Такая есть?
— Гном, все же я рано тебя похвалил. Ты темнота. Есть, причем по всем странам. Кроме, увы, Китая. Вот тут:
https://trends.google.ru/trends/?geo=RU
— И что по США?
— А вот, гляди:
— Лежим на -45%, с легонькой попыткой подъема.
— Ну все же самолеты — это основные билеты, как мне кажется. Поэтому и лежим.
— Ты знаешь, Гном, ты прав и не прав. Прав в том, что самолеты это основной драйвер для билетов. А неправ в том, что смотришь сейчас на меня со скепсисом. Полеты и вообще дальние поездки — это огромная часть мировой экономики. Это отдых с тратой большого количества денег. Это бизнес, с контрактами. Это топливо и энергия. Короче транспорт — это кровь экономики.
— Ну допустим. Так вывод то какой?
— Вывод по Штатам я бы делал такой, что пока транспорт не начнет устойчивый тренд наверх, говорить о том, что первая машинка перестала тормозить — рано.
— А есть кто уже вылез?
— Вообще, Гном, тебе, как математику в душе, я бы предложил самому пораскладывать данные. Благо все они в экселе. Но парочку графиков еще покажу. Например, возьмем Германию. Для начала, правда, я бы посмотрел на статистику кейсов короны. Это будет весьма показательно:
— Вот число больных в моменте в США. А вот в Германии:
— Видишь? Немцам вполне можно открываться, чтобы проверять, пойдет ли вторая волна и как пойдет. Но жесткий карантин им точно не нужен. Коек свободных полно. Поэтому смотрим наши индикаторы. Эпл:
— Примерно как с США, — заметил я.
— Ага. Эппл — также. -15%. Но заметь, как публичный транспорт поднимается. Заметно лучше. Посмотрим на гугл:
— Тут видно, что на работу и в транспорт немцы ходят чаще. Ну и давай на наш индикатор «билета» глянем
— Да. И тут видно, как немцы устремились к норме, — сказал я, глядя на устойчивый тренд
— Точно. Так что я бы если и ставил на какую-то лошадку, то на бюргергскую. Но как мне кажется, сейчас точно ставить рановато. Давай посмотрим еще несколько. Вот, например, Бразилия. Где заражения растут как на дрожжах.
https://www.worldometers.info/coronavirus/country/brazil/
— Мобильность низкая. Очень.
— Народ никуда не ездит, но на работу ходит. Вот тебе и заражения. Ну и билеты:
— Тут у них какой-то спайк был, может Тото Кутуньо приезжал, но в целом если взять норму около 50-60, то падение процентов 70 и тренд вниз.
— Печально..
— Ага. Давай еще немного картинок покажу. Вот Италия
— Немного отрывают голову от земли, но все очень плохо все еще. Англия:
— Топовая экономика мира, а лежит. Ну и мы:
— Какие всплески забавные, — заметил я
— Да. Каждую неделю россияне куда-то намыливаются. Но в целом видишь, трендик вверх, поводок приотпускают, но мы все равно находимся в заднице.
— Это все, конечно, интересно и познавательно, но когда покупать то?
— Гном, ты конечно нетерпеливый. Во-первых, я бы подождал данных по ВВП за второй квартал. И еще я всякую статистику коплю по ISM, Consumer sentiment и т.п. Чтобы понять корреляции точнее. Так что я бы сказал, изучение данного вопроса находится у меня на начальной стадии.
— А во-вторых? Когда?
— Во-вторых, общий признак, что мировая экономика процентов на 20 отстает от нормальной. И то, что все прогнозируют хорошие новости, причем быстро, пока не подтверждается. Если, например, «длинная мобильность» так и останется лежать, то все фин модели надо пересматривать.
— А прогноз то у тебя какой?
— Лично моя ставка, что, — я придвинулся поближе к экрану, а Седой, заметив движение, повысил голос, — только ты не говори потом, что просрал денег из-за меня!
— Да не, мне просто интересно, — я пожал плечами
— Так вот, я думаю так. Многие страны сейчас найдут верный уровень как стравливать пар. То есть насколько приоткрыть экономику, чтобы не перегрузиться. Англия, Германия, США, Япония. Короче топовые экономики. Но этот уровень — это все равно не уровень 2019 или 2018 года. Это лет на 5 нас отбросит минимум. При этом есть еще развивающиеся страны, где все похуже будет. Индия там, Бразилия. Это все придавит корп-прибыли и увеличит безработицу. По итогам второго квартала все увидят масштаб проблемы непосредственно в цифрах. Рынки точно не вверх.
— А дальше?
— Дальше все будут наблюдать, какая рекавери. И по третьему кварталу, как мне кажется, рекавери мы особой не увидим. То есть поднимемся до определенного уровня, как Германия, и там зависнем. И тогда, от осознания, что мир не спешит к уровням конца 2019 — еще сильнее вниз.
— А банкротства там, спираль, все что ты раньше говорил?
— Я ж торгую наиболее вероятный, как мне кажется сценарий. Это все тоже возможно. Крахи, войны, смены правительств и так далее. Но это левая часть хвоста. Она уравновешивается в моей голове какими-то хорошими сюрпризами. Ну там супер лекарством, неожиданным иммунитетом у 80% людей и так далее.
— В общем я понял. Покупать рано.
— Я б не стал. Пока. Шансы, что купишь дешевле — весьма высоки.
Седой подмигнул, помахал рукой и отключился.
Все остальные блоги гнома тоже
Жаль плюсануть не могу, накиньте рейтинга, кому не лень пожта.
Занимательный подход.
Но в его основе лежит гипотеза, что основной потребитель товара это люди.
На мой взгляд, это неверно.
Основной потребитель товара в наше время это корпорации (юр.лица если проще) и госсектор. Именно они генерируют львиную долю спроса на конечные товары. Поэтому я смотрю только на госрасходы и капексы.
примерно 56% потребитель потребитель по миру. В развитых экономиках (сша, юк) 70%, но китай стату тащит вниз, там потребитель 30-40%
Цифры по ссылке вызывают вопросы (например, беглый взгляд на размер бюджет РФ показывает, что там указана только федеральная часть бюджета. Вероятней всего остальные показатели аналогично имеют своих тараканов)
Возвращаясь к теме - это точно не весь первый ряд машинок, а только его половина (скорее всего треть). Эта полоса возможно встанет в пробку, а две других как ехали так и будут ехать
И никакого парадокса в этом нет. Последние года роста нашего рынка сопровождались падением экономики вне рынка. Крупные растут за счет поедания мелких — обычная эволюция.
Гном, если интересно, ежедневно обновляемая глобальная стата по авиатрафику за 3 крайних месяца: www.flightradar24.com/data/statistics
--
и еще, время от времени, в их блоге появляются исследования с более конкретизированными срезами данных, в том числе на более крупных таймфреймах:
www.flightradar24.com/blog/
kachanov, кстати да, количество грузовых авиарейсов в США не уменьшалось даже в середине апреля (т.е. на самом пике эпидемии):
возможно благодаря массовой миграции потребительского спроса в онлайн.
по России Сбер очень удобно и информативно выложил подобную информацию
www.sberindex.ru/
Но анализировать запросы по билетам и авиа перемещениям мне, кажется, не совсем корректно в данной ситуации, так как границы еще не открыты. Европа только-только внутри ЕС начинает открывать границы. Внутри РФ в то же Сочи или Крым не слетать, так как там дибильные ограничения и принудительный карантин
а по билетам почему некорректно? Ведь мы мобильность и меряем. Пока границы закрыты — траты меньше
по поводу полетов. Я убежден, что если вот прямо сейчас вернут прям вот все рейсы, то трафик соберет половину максимум. И вот по каким причинам:
1. многие просто боятся выходить. 30% в РФ отрицают ковид, но есть те, кто озабочен в разной степени серьезно
2. кто-то потерял работу и у него нет тех 500 баксов чтобы в отпуск слетать
3. кто-то считает, что пилоты которые месяцы на земле сидели — это доп риск, так что «я пока что подожду»
4. Многие командировки будут неуместны. Люди поняли, что можно и в зуме что-то порешать и не вернутся уже к модели перелетов
Сужу по выборке людей вокруг себя, и там примерно половина никуда не полетит еще год независимо от того как поведет себя отрасль. Но это лишь мнение.
Например, Лондон
www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/london-traffic/
или Берлин, где почти норма уже
www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/berlin-traffic/
синий пунктир — прошлый год (усредненно)
красная линия — текущая неделя
красный пунктир — предыдущая неделя
и из второй: «я бы сказал, изучение данного вопроса находится у меня на начальной стадии.»
Как то вроде по легенде «Седой» человек с деньгами и знающий как их зарабатывать, поэтому по идее сначала должен изучить вопрос, а потом делать ставку? Или он проще оказался? Просто на стороне пилит бюджет и потом просырает все на фонде?
Если честно, то после прочтения всех гномов, кстати все нравится, особенно части касательно опционов, мне кажется, что автор состоит из Гнома и Седого одновременно в реальности, в постах удобно разнести их по двум разным челам. Вывод — если в душе комфорт, то конечно можно и дальше так жить, у некоторых внутри и больше личностей живут ;) но лучше подлечиться, чтобы не было конфликтов за лидерство ;)
Когда цивилизация2 будет?
И тут я полагаю, всё пойдет по многими предсказываемому давно уже сценарию: до тамошних выборов будут пыхтеть, подставлять плечо, жрать стероиды, но всей могучей кучкой продолжать толкать паровозик с остывающей топкой в горку… а потом внезапно как по сигналу ломанут в разные стороны, когда почуют что дерьмо, забившее трубы паровозика вот вот прорвется и забьет фонтаном.
....
— Тут я бы поглядел, — Седой почесал бороду
Пасхалка для внимательных? :)
Напишите когда закроете шорт.
А то сижу с марта в лонгах, хочу выйти на хае
Профи трясутся, ждут третий год депрессию 1929 года и поэтому в минусе.