Предстоящий листинг Mail.Ru на Московской бирже, безусловно – позитивное событие и для самой компании, и для биржи, поскольку обогатит список компаний ИТ-сектора, и для российских инвесторов. Торговаться будут глобальные депозитарные расписки (GDR).
На Лондонской бирже событие уже оценили – стоимость MRG вчера выросла до 20,6 долларов, а сегодня – уже до 22 долларов. Это близко к февральским 25 долларам, после которых бумага погрузилась в пандемический провал, из которого не могла выбраться. Итоговый рост на новости о листинге в Москве составил к данному моменту 18%. Скачок стоимости отражает общую надежду на увеличение круга инвесторов и, соответственно, – ликвидности бумаги.
Тем не менее, акция MRG вдвое дешевле максимального значения, достигнутого в 2013 году, когда за неё давали 44 доллара. Ничего опасного с тех пор с компанией не происходило, не считая поглощения телекоммуникационным оператором, когда инвесторы, задавались вопросом, не закончится ли эта история как всегда – списанием вместо спасения. Когда разница в выручке составляет порядок, текущие операции важнее далёкого цифрового будущего. Видимо, по этой причине, начиная с 2018 года тренд в стоимости акций Mail.Ru был в сторону понижения, вне зависимости от результатов компании. Однако теперь опасность, что оператор приспособит интернет-холдинг для внутренних целей миновала.
Три года назад, выпуская исследование, посвящённое поглощению Mail.Ru Group Мегафоном и перспективам оператора в связи с этим, я озаглавил его оптимистически – «Поглощение Mail.Ru Group – пропуск в цифровое будущее». И под лозунгом «Вторжение в цифровую экономику» описывал, какая это была замечательная покупка, ведь компания Mail.Ru Group занимает близкое к монопольному положение на рынке социальных сетей интернета, владея наиболее популярными в нашей стране сетями «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также крупнейшей почтовой системой Mail.Ru, в разы оторвавшейся по популярности от конкурентов. Бизнес Mail.Ru диверсифицирован, приблизительно равные доли в выручке составляют доходы от рекламы в интернете, от дополнительных услуг в социальных сетях и от многопользовательских игр. К примеру, в России лидер мирового рынка социальных сетей Facebook уступает проектам Mail.Ru Group по охвату аудитории в разы.
Были тогда сделаны и необходимые оговорки «Весь исторический опыт говорит о том, что поглощение интернет-компании телекомом приводит к фактическому закрытию интернет-проектов. Известными примерами служат угасшие лидеры рынка поиска в Интернете конца 90-х – Excite и Lycos, провайдер AOL (объединение которого с медиахолдигом Time Warner было крупнейшим в истории), российская поисковая машина “Апорт” и другие проекты». Упомянув о печальной судьбе доткомов, я заключал, что драматический период закончен, и телеком находятся в поисках новых драйверов роста. Откуда я делал вывод, что ПАО «Мегафон» сумело относительно внятно войти в цифровую экономику и получило долгосрочное конкурентное преимущество. Те восторги оказались преждевременными. Истина оказалась посередине: телеком не удушил Интернет-холдинг в крепких объятиях, но и синергии особой не получилось, а курс акций обеих компаний отвечал этой посредственной ситуации.
Теперь российским инвесторам упрощается возможность заработать на акциях Mail.Ru. На Московской бирже Mail.Ru станет одной из самых интересных компаний, поскольку в одном секторе с ней находится только Яндекс. При этом капитализация Mail.Ru – 4 миллиарда, а Яндекса – 15,4 миллиардов долларов. Выручка Mail.ru за прошлый год составляет 87 миллиардов рублей, Яндекса – 175 миллиардов. Отличие в капитализации, очевидно, вдвое превосходит разницу в выручке. Потенциал роста стоимости акций Mail.Ru по крайней мере до исторических максимумов очевиден, поскольку с тех пор компания росла приблизительно теми же темпами, что и у Яндекса, и укрепила свои позиции на всех рынках, где присутствует.
Делицын Леонид
ГК «Финам»