Акционеры компании QIWI в рамках SPO готовы предложить рынку 13,4% акций класса «B». К продаже предложен 51 млн ADS, а у андеррайтеров размещения есть тридцатидневный опцион на покупку ещё миллиона. Основным продавцом выступит банк «Открытие», кроме того, долю сократят два основателя.
В принципе, время для запуска размещения – подходящее. В последние дни на хорошей отчётности Amazon на биржах наблюдается подъём, коснувшийся и платёжных систем – вчера акции PayPal выросли на 2,82%, MasterCard – на 2,6% и Visa – на 1,73%, а сегодня на внебиржевых торгах акции могут добавить ещё полпроцента. Акции самой Qiwi поднялись вчера на NASDAQ на 4,41%, но между сессиями снизились на 2,87%. SPO ведут букраннеры JP Morgan, UPS и VTB Capital plc., и, скорее всего, бумаги будут благополучно размещены. Расписки QIWI можно приобрести и на Московской бирже, где они торгуются по 1329 рублей – их рублёвая стоимость уже восстановилась после провала, вызванного коронавирусом.
Компания QIWI является оператором 127 тысяч платёжных терминалов и зарегистрировала почти 22 миллиона виртуальных кошельков. Пользовательская база компании составляет 39 миллионов клиентов, совершающих хотя бы одну трансакцию в месяц. В первую неделю июля был опубликован совместный со «Сбербанком» пресс-релиз о запуске переводов между картами банка и QIWI-кошельком. Перевод с карты «Сбербанка» на кошелёк QIWI упрощается – его можно осуществить по номеру телефона получателя можно провести через «Сбербанк-онлайн» или устройство самообслуживания.
Новость можно было интерпретировать как укрепление позиций QIWI на финансовом рынке, после чего был опубликован ряд исследований, показывающих, на мой взгляд, что у электронных кошельков сложилась лояльная база в виде активных молодых мужчин среднего достатка. Безусловно, сейчас пользовательская база у Qiwi внушительная, однако рынки быстро меняются, и возникает вопрос о том, куда развиваться. В период IPO ответ был прост – глобальная экспансия, но в момент SPO перспективы не столь очевидны.
Рассчитывать на рост её акций на горизонте 3-5 лет вполне можно, однако компании потребуется найти новые драйверы роста. В эпоху её стремительного развития электронные кошельки были важной инновацией, поскольку заплатить за что-то было – по сегодняшним меркам – долго и сложно. Но теперь это не так, и ещё больше упростить и ускорить платежи довольно трудно.
Делицын Леонид
ГК «Финам»