Блог им. mihaylets
Недавно попалась заметка на тему кризиса доткомов, где автор изучил аналитические исследования тех лет, и получил ряд интересных выводов, а точнее неверного представление в массах о том, что фактически происходило на тот момент.
Первое заблуждение заключается в том, что не совсем корректно называть тот кризис, только кризисом доткомов. Например, P/E Pfizer было 92, а Coca-Cola 43. Большая часть мегакапов в том момент стоило непозволительно дорого.
Второй вывод, а точнее заблуждение, что принято считать, что большая часть технологических компаний того времени были «дутыми», ни прибыли, ни продукта, ни реального рынка. Но факт в том, что софтверные компании на тот момент имели чистую положительную маржу 20%, а ожидаемые темпы роста 12-15% в год. Что можно желать еще? Современным EV компаниям можно об этом пока только мечтать. Тем ни менее, это не помогло удержать цены акций на тех уровнях, на которых они торговались.
Так же, за падением стоимости акций снизились капитальные расходы, а вслед за ними и ожидаемые темпы роста (нельзя расти, при этом ничего не инвестируя). Что привело к снижению оценочных стоимостей этих компаний, еще больше усилив давление на стоимость акций. Получилась такая негативная спираль: снижение цен на акции – снижение капитальных расходов – снижение оценок по стоимости – снижение цен на акции.
Третье заблуждение – «если все видят пузырь, значит его нет». Еще в 98 году начали выходить исследования на тему того, что рынок перегрет и формируется пузырь, и сравнивали тот рынок с тюльпаноманией 17 века:
Но что было дальше? Стоимость акций выросла на 30-50%.
Какие мы можем тут сделать выводы: