Думает собирая больше информации об объекте инвестиций вы сделаете лучший выбор? Наши интеллектуальные возможности ограничены. Вот пример одного из исследований продемонстрировавших это:
В исследовании участников попросили выбрать между четырьмя разными автомобилями. Они столкнулись с одним из двух условий: им были даны либо только четыре признака на автомобиль (низкая нагрузка), либо 12 признаков на автомобиль (высокая нагрузка). В обоих случаях один из автомобилей был заметно «лучше», чем другие, при этом около 75% его характеристик были положительными. Два автомобиля имели 50% положительных качеств, а один автомобиль — только 25%. На рисунке показан процент участников, выбравших «лучший» автомобиль в каждом из информационных условий. При низком уровне информационной нагрузки почти 60% опрошенных выбрали лучший автомобиль. Однако, столкнувшись с информационной перегрузкой, только около 20% испытуемых выбрали лучший автомобиль!
Преодолеть нашу интеллектуальную ограниченность можно концентрируясь на малом количестве основных показателей (для опытных инвесторов). Или используя простые эвристики. Ричард Талер (один из отцов-основателей в области поведенческих финансов) назвал это архитектурой выбора.
Давайте разберем на примере простого дерева решений.
1. Акция имеет худшие результаты чем в среднем на длительном периоде?
Если нет, то не инвестируем.
Если да, то:
2. Акции стоят дешево?
Если нет, то не инвестируем.
Если да, то:
3. Последний квартальный отчет лучше предыдущего?
Если нет, то не инвестируем.
Если да, то:
4. Цена акции стала расти?
Если нет, то не инвестируем.
Если да, то инвестируем.
Простые методы принятия решений хороши. Но помните что говорил Баффет: «Инвестировать просто, но не легко».
«Лучше» понятие субъективное.
То что было «лучшим автомобилем» с точки зрения составителей теста не является таковым для его участников. Именно это и проявилось, когда выбор параметров расширился.