Блог им. Koleso
Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений. Джо Боулер.
Эл. книга t.me/kudaidem/2110
Профессор Стэнфорда Джо Боулер опровергает расхожие мифы о врожденных способностях, предопределяющих наш жизненный путь, и раскрывает шесть ключей безграничного потенциала, благодаря которым наш мозг будет развиваться и обновляться каждый день.
Автор бестселлера «Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений» Джо Боулер уверена: возможно все!
Нейрофизиологи подтверждают: врожденный талант — всего лишь миф, а уровень способностей не зависит от возраста, пола или расы. Наш мозг бесконечно пластичен, а способность к обучению сохраняется на протяжении всей жизни. Чтобы достигнуть невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.
Эту книгу стоит прочесть абсолютно всем, кто готов развиваться.
Три причины прочесть книгу:
1. Каждый из нас может научиться практически чему угодно. Каждое утро мы просыпаемся с обновленным мозгом, способным адаптироваться к любым сложным и новым задачам. Но для того, чтобы достичь невероятных результатов, нам придется поверить в безграничные возможности своего мозга.
2. Наши способности не даются нам при рождении. Талант или одаренность не являются генетически предопределенным фактором. Это результат долгой и упорной работы над собой.
3. Для развития нашему мозгу нужны сложные задачи. Мы должны каждый день бросать себе вызов и работать на пределе наших интеллектуальных возможностей.
4. Одна из самых частых причин нашей неуверенности в себе — заложенная в детстве мысль о том, что наш мозг не предназначен для того или иного рода деятельности.
5. «Умница» и «молодец» — самая плохая похвала. Сталкиваясь в дальнейшем с трудностями, человек будет думать, что недостаточно умен для решения этой задачи. Оценка себя по фиксированной шкале разрушительна и приводит к потере веры в себя.
6. Скорость мышления не является мерилом таланта. Залог формирования устойчивых нейронных связей — в глубине изучения проблемы и гибкости в решении задач.
7. Не бойтесь и не стесняйтесь своих ошибок! Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга: он учится на них, усваивает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.
8. Глубина важнее скорости обработки информации. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно забывается, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются. Нерушимые нейронные связи формируются только при медленном и длительном погружении в проблему.
9. Решайте сложные задачи совместно с другими. Работа в группе позволяет обмениваться идеями, углублять и детализировать понимание проблемы и черпать вдохновение и силы для преодоления трудностей.
10. Учитесь в благоприятной образовательной среде, снисходительной к ошибкам, поощряющей нестандартный подход к решениям, вдохновляющей на борьбу с трудностями — и вы непременно добьетесь успеха.
Можно ли научиться всему на свете?
Не только можно, но и очень полезно!
Нейрофизиологи подтверждают: врожденные способности — всего лишь миф.
Музыка, английский, физика, программирование — часто, столкнувшись с первыми серьезными трудностями при изучении любой сложной дисциплины, многие из нас решают, что недостаточно умны или одарены от природы и бросают то, чем хотелось бы заниматься.
Разочарование, страх и вера в то, что нас угораздило родиться с «неподходящим» мозгом, ограничивают нас и закрывают перед нами многие двери в жизни.
Разрушительные представления о недостаточном потенциале рождаются внутри нас, но требуют внешнего сигнала для того, чтобы активизироваться и начать отравлять нам жизнь. И этот сигнал — всего лишь вопрос времени. Рано или поздно школьный учитель или даже любящие родители говорят нам что-то вроде: «Из тебя вряд ли получится хороший художник, ты ведь даже курицу не можешь нарисовать!»
Но, наш мозг бесконечно пластичен, а способность к приобретению новых навыков дана каждому из нас и сохраняется на протяжении всей жизни.
Чтобы достичь невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.
Джо Боулер признана одним из самых креативных педагогов-новаторов в современном мире. Она не просто рассказывает о школьных методиках преподавания математики в контексте последних достижений нейробиологии — шаг за шагом она убедительно доказывает, что каждый из нас владеет безграничным потенциалом для развития и в буквальном смысле способен овладеть практически любым навыком — достаточно разблокировать свое мышление.
Наиболее частая причина неуверенности в своих способностях — школьный курс математики и ощущение головокружительного позора, когда стоишь у доски и не можешь решить самую обычную задачу.
Неспособность усвоить базовый школьный курс математики чаще всего способствует навешиванию обесценивающего ярлыка «не слишком одаренного ученика», не способного в будущем достичь карьерных или академических высот.
Именно столкнувшись с этими первыми трудностями, дети теряют веру в себя и сознательно ограничивают свое мышление, ошибочно навсегда причисляя себя к людям с «нематематическим складом ума».
Это ошибочный и вредный миф: на самом деле неспособных к математике или любым другим наукам людей практически не бывает. Тем не менее, начиная с этого момента, любые трудности становятся для нас болезненным напоминанием о якобы существующих недостатках.
Исследования, показали: 48% учеников испытывают тревогу по поводу своих успехов в изучении курса математики.
Более 50% студентов, изучающих вводный курс математики в колледже, серьезно беспокоятся о предстоящих экзаменах.
Сложно подсчитать точное число взрослых людей, поставивших крест на своих взаимоотношениях с математикой, но можно предположить, что отношения с этим предметом не сложились практически у каждого второго.
В Великобритании 88% учеников, помещенных в возрасте четырех лет в классы с программой пониженной сложности, не смогли выбраться из нее до конца школьного обучения.
Исследователи установили: при необходимости работать с цифрами у людей, испытывающих тревогу в отношении своих математических способностей, включается в мозгу тот же центр страха, который становится активным при столкновениях с пауками или змеями. Одновременно происходит уменьшение активности в мозговом центре, ответственном за решение проблем.
Механизм потери веры в себя прост: столкнувшись с цифрами, мы испытываем страх. Страх блокирует мозговую активность. Мы не можем решить задачу и в очередной раз убеждаемся в собственной никчемности.
На самом деле люди никогда не достигают естественных пределов собственного развития — они просто сдаются раньше времени, столкнувшись с непреодолимыми на первый взгляд трудностями.
Причина нашей неуверенности в себе — ограниченное, фиксированное, запертое в клетку собственных страхов мышление.
(рис 8. Зависимость успеваемости от типа мышления)
Причина испорченного мышления — полученные во время обучения сообщения об отсутствии способностей.
Независимо от нашей расовой или гендерной принадлежности существуют люди всего с двумя типами мышления:
• Менталитет непрерывно растущего мозга. Его носители верят, что на протяжении всей жизни могут узнавать что-то новое и совершенствоваться в разных областях познания.
• Менталитет ограниченного мозга. Его носители верят в существование природной одаренности и невозможности в корне изменить генетически заложенную предрасположенность к определенным видам науки.
Самый разрушительный инструмент формирования ограниченного мышления — невинная похвала. «Ты у меня такой умный!» — кто из родителей не говорил эту фразу своему ребенку?
Это бомба замедленного действия при дальнейшем развитии мозга: столкнувшись со сложной задачей, которую не получается решить с разгона, окрыленный похвалой ребенок теряется и разочаровывается в своем потенциале: «Оказывается, я не настолько умен, чтобы справиться с этим…» И не успели вы оглянуться, как начало формированию ограниченного мышления уже положено.
Считая себя одаренным, ученик или студент боится потерять этот статус и оказывается еще меньше готов к борьбе с трудностями при решении сложных задач. Неудачи могут выбить почву из-под ног у общепризнанного гения так же легко и непринужденно, как у того, кто плетется в хвосте.
Поэтому хвалите своих детей и учеников, но оценивайте не их умственные способности, а настойчивость, проявленную при решении проблемы или оригинальность подхода.
Чтобы «разблокировать» мышление и в конечном итоге изменить свою реальность, достаточно использовать шесть взаимодополняющих ключей. Первый из ключей — самый важный и самый незаслуженно недооцененный.
Ключ к безграничному мышлению № 1.
Помните о нейропластичности.
Каждый раз, когда мы учимся чему-то новому, наш мозг формирует новые нейронные связи, укрепляет уже существующие нейронные пути и соединяет прежде разрозненные участки нейронов.
(рис 2. Вот так мозг постепенно растет и развивается (схема)
Для достижения результата мы должны признать, что наш мозг находится в состоянии постоянного роста, и отказаться от идеи генетической предрасположенности.
Нейропластичность — это способность мозга в любой период жизни формировать и укреплять новые нейронные связи.
Открытие вызвало сокрушительную критику со стороны тех, кто считал, что мозг взрослого человека — вполне сформировавшаяся и не подлежащая изменениям конструкция.
Но нейронауке удалось убедительно развенчать разрушительный миф об отсутствии потенциала к обучению у разных групп людей.
Каждый раз, когда мы учимся, наш мозг растет одним из трех способов:
• формирование новых нейронных путей. В первое время «тропинки» будут тонкими и слабыми, но при настойчивом изучении предмета они обязательно окрепнут;
• укрепление и развитие уже существующих путей;
• соединение двух прежде разрозненных нейронных путей с помощью формирования нового участка между ними.
Наиболее ценные качества нашего мозга — адаптивность и потенциал для развития. Педагоги и родители не имеют права маркировать детей и возлагать на них низкие надежды.
Обязанность взрослых — создать условия для роста и развития всех студентов, а не только тех, кто выглядит «одаренным от природы».
Ключ к безграничному мышлению № 2.
Любите свои ошибки, они помогают вам развиваться.
Время, когда мы вынуждены прикладывать усилия для решения сложных задач и совершать ошибки, является самым продуктивным для роста и развития нашего мозга.
Когда мы сталкиваемся с препятствием, прикладываем усилия и (неизбежно!) совершаем ошибки, мы укрепляем нейронные связи, ускоряя и улучшая опыт обучения в целом.
Ошибки — это часть повседневной жизни. Но, мы выросли с мыслью, что ошибки — это плохо. К счастью, это совершенно не так.
Нейрофизиологи обнаружили, что когда мы совершаем ошибку, наш мозг активизируется, создавая новые нейронные связи и укрепляя уже существующие в большей степени, чем когда мы уверенно даем правильный ответ.
Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.
Чтобы дать нашему мозгу возможность расти и развиваться, мы должны бросить ему вызов и работать над вопросами, которые находятся на грани нашего понимания.
Обязательное условие — наличие благотворной образовательной среды, снисходительной к ошибкам. Идеальный опыт обучения создают только два этих взаимодополняющих компонента. Как взломать «код таланта»? Постоянно давать мозгу трудные задачи. Это будет стимулировать выработку миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна. (рис 5 Вот так мозг постепенно растет и развивается (схема)(рис 6 Яма обучения (по Джеймсу Ноттингему) (рис 7. Яма обучения в представлении учеников) Именно благодаря ей увеличивается скорость и точность прохождения нервных импульсов. Чем сложнее задача, чем больше она требует напряжения, тем прочнее будет миелиновая оболочка и тем более впечатляющими будут результаты.
Испытывайте себя на грани возможностей, совершайте ошибки, исправляйте их и двигайтесь дальше — это поможет мозгу эффективно расти.
Ключ к безграничному мышлению № 3.
Измените сознание — и реальность изменится вслед за ним
Когда мы по-разному думаем о себе, наше тело и наш мозг функционируют по-разному. Стоит нам изменить восприятие себя — и перемены не заставят долго ждать: изменятся наш мозг, наше тело и следом за ними наша реальность.
Наши убеждения влияют даже на продолжительность нашей жизни.
Исследователи на протяжении 21 года собирали данные о 61 тысяче человек. Исследователи обнаружили, что те люди, которые были убеждены, что они поддерживают необходимый уровень физической активности, на 71% реже умирали в период, последовавший за проведением опроса. При этом уровень физической активности у всех респондентов был совершенно одинаков. Разница — в убеждениях.
Тип нашего мышления способен повлиять на методы решения конфликтов.
Люди с ограниченным мышлением (то есть те, кто считает, что их мозг статичен и генетически предопределен) более склонны к агрессивному поведению во время конфликтов.
Любой провал они рассматривают как свидетельство собственной слабости, которую нельзя исправить. Это вызывает повышенное чувство стыда и нередко повышенную агрессию к оппонентам.
Люди с безграничным мышлением более терпимы и признают за собой и за другими право на ошибку.
Это позволяет им выходить из конфликтных ситуаций с меньшим уровнем агрессии.
Развивая безграничное мышление, можно снизить уровень агрессии и избавиться от гендерных и прочих стереотипов.
Изменяя отношение к себе, мы изменяем отношение к другим.
Изменение наших убеждений улучшает наше здоровье и поведение в обществе. Неудивительно, что как только мы меняем убеждения о нашем собственном потенциале и талантах, уровень наших достижений тоже начинает расти.
(рис 26. Три уровня убеждения)
На протяжении многих лет люди были уверены, что наши эмоции отделены от процессов познания. На самом деле они переплетены: например, при совершении ошибок у тех, кто верил в себя и свой потенциал, была отмечена более полезная активность мозга, чем у тех, кто поставил крест на своем развитии.
Столкнувшись со сложной ситуацией, верьте в свои силы — и ваш мозг сможет активно формировать новые нейронные связи и укреплять уже существующие.
Изменение представлений о себе изменяет физические структуры мозга и создает возможности для более высокого уровня мышления.
Подобно тем людям, которые считали, что их физическая активность позволит им прожить дольше, мы программируем наш мозг: те, кто убежден, что учится более продуктивно, действительно достигают лучших показателей.
Ключ к безграничному мышлению № 4.
Используйте многомерный подход.
Синергия развития нейронных связей и обучения становится возможна при использовании идей с многомерным подходом.
Когда дело доходит до практической стороны образования, веры в себя и в возможность изменить мышление становится недостаточно.
Несправедливо заставлять студентов раз за разом решать сложные задачи на грани возможностей, используя сегодняшнюю систему образования и оценки знаний.
Решение — многомерный подход к обучению и преподаванию.
Связь между различными областями мозга повышает производительность. Например, обучение математике можно оптимизировать, одновременно задействовав различные зоны мозга.
(рис 10 Нейронная сеть для освоения ментальной математики)
Математические задачи можно решать не только с использованием цифр, но и при помощи слов, визуальных эффектов, графических схем, алгоритмов, таблиц или графиков.
(рис. 19 Математические методы и концепции)
В момент использования двух или более методов решения одной и той же задачи, активизируются различные зоны мозга, ответственные за обработку разных типов информации. При этом они сообщаются между собой, выстраивая новые нейронные связи и аккумулируя полученный опыт.
(рис. 20 Шесть визуальных решений задачи на умножение)
Одновременно стимулируя зоны мозга, ответственные за память, внимание, рассуждение, коммуникации и визуализацию, мы реализуем многомерный подход к образованию, мозг активно наращивает новые нейронные «тропинки», а обучение достигает максимального эффекта.
Изучая мозг новаторов в различных областях знания, ученые отметили одну общую особенность: все они имеют необычайно активные связи между различными областями мозга и нестандартно большое количество связей между полушариями. Это придает их мышлению особенную гибкость. Такое необычайное строение мозга — не генетический подарок новаторам, доставшийся им при рождении, а результат длительного обучения.
Ключ к безграничному мышлению № 5.
Будьте гибкими, а не быстрыми.
Скорость мышления не является мерилом способностей. Обучение оптимизируется, когда мы решаем сложные задачи, используя гибкий творческий подход и глубину рассмотрения проблемы.
Ты должен соображать быстро. Это один из самых вредных мифов, который наносит непоправимый ущерб глубине и гибкости мышления.
Математика более чем другие предметы подвержена порочной идее, что для достижения успеха нужно соображать быстро.
При математических расчетах мозг задействует определенную область — рабочую память, или поисковую систему ума.
Когда мы вынуждены работать в состоянии стресса, тревоги и беспокойства, наша рабочая память не может функционировать в полную силу и мозг зависает.
Чувство стресса — плохой помощник для развития мозга и способствует
формированию ограниченного мышления.
Более важный критерий обработки информации — глубина. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно покидает его, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются.
Более прочные нейронные связи формируются при медленном, но глубоком погружении в проблему.
Ошибочно полагать, что медленно думающие люди обладают низким потенциалом. Они просто используют другой, более продуктивный тип усвоения информации.
Люди, которые медленно, упорно и настойчиво работают над сложными проблемами, в долгосрочной перспективе окажутся более успешными в овладении предметом, чем их шустро соображающие коллеги.
Ключ к безграничному мышлению № 6. Сотрудничайте.
Общение с другими людьми и обмен идеями укрепляет нейронные пути и повышает качество обучения.
Изучив методы работы студентов над решением задач, профессор обратил внимание на одно существенное различие: афроамериканские студенты работали над решением математических задач в одиночку, в то время как китайцы делали это вместе.
Сталкиваясь с очередной сложной математической задачей, китайские студенты подбадривали друг друга и делились идеями, в то время как афроамериканцы, запертые в одиночестве в комнатах общежития, сдавались, разочаровывались в себе и принимали решение бросить колледж из-за «отсутствия математического таланта».
Преимущества совместной работы.
• Сталкиваясь с трудностями, мы полагаем, что одиноки в своей борьбе. Начав работать вместе, мы обнаруживаем, что каждый из нас борется со сложностями. Это укрепляет нашу веру в себя и способствует формированию безграничного мышления.
• Совместная работа способствует обмену идеями, их объединению и углублению.
• Во время совместной работы у нас активируется зона «социального мозга», отвечающая за осмысление чужого опыта. Люди, которые умеют донести свои идеи до других — будь то математика, физика или другая область науки, — более эффективно решают любые жизненные проблемы и способны внести больший вклад в сотрудничество с другими людьми.
Об авторе. Джо Боулер — профессор математики Стэнфорда. Автор бестселлера «Математическое мышление» и еще восьми книг, посвященных математике, развитию мозга. Основатель образовательного интернет-ресурса Youcubed, охватывающего аудиторию более 230 млн студентов.
Приложение. Полезные ресурсы
Помогут вам изменить мышление и освоить новые подходы
Четыре послания всем, кто учится
www.youcubed.org/resources/four-boosting-messages-jo-students/
Бесплатный онлайн-курс на английском и испанском языках для развития мышления роста и использования нового подхода при изучении математики
www.youcubed.org/online-student-course/
Подборка видео о разных типах мышления и историях участников проекта
www.youcubed.org/resource/mindset-boosting-videos/
Фильм о переосмыслении феномена одаренности
www.youcubed.org/rethinking-giftedness-film/
Фильм о разных подходах к изучению математики в средней школе
www.youcubed.org/resources/different-experiences-with-math-facts/
Творческий и визуальный подходы к решению математических задач
www.youcubed.org/tasks/Limitless_
Бесплатные постеры на английском
www.youcubed.org/resource/posters/
Два онлайн-курса для учителей математики и для родителей
www.youcubed.org/online-teacher-courses/
Серия учебных материалов для школ K–8
www.youcubed.org/resource/k-8-curriculum/
Подборка рецензий и публикаций о книге «Безграничный разум»
www.youcubed.org/resource/in-the-news/
Все книги по саморазвитию на одной странице: mif.to/samorazvitie
По видио объемы Ваши не меняются=)
15% людей имеют iq ниже 87… их даже в армию не берут и они не способны ни для какой работы...
все решает врожденная архитектура мозга… ты хоть обтренируйся но нейронов у тебя в нужных полях не нарастет никак...
максимум что можно сделать — это развить кровоток и питание необходимых отделов мозга… но тут вторая засада… т.к нейроны писают и какают прям в себя и метаболиты из них не выводятся наиболее используемые нейроны сдохнут раньше
мораль в том что мозг человека не предназначен для мышления а предназначен для имитации мышления… а все остальное это чисто случайность
............
ну а предел… он есть всем очевиден… это рефлексия внимания направленое на само восприятие… т.е критика восприятия и мышления = второе внимания… и уж точно никакие математические задачки его не развивают