Вчера МТС опубликовали результаты за 1К21 по МСФО, которые превзошли наши оценки и консенсус-прогноз по выручке и OIBDA (на 1% и 3% соответственно), в основном за счет результатов МТС Банка (+18% г/г против ожиданий консенсуса на уровне +9% и почти пятикратное повышение OIBDA г/г). По итогам квартала компания показала уверенный рост во всех сегментах: доходы от мобильной связи выросли на 2% г/г (по нашим оценкам, на 5% без учета негативного эффекта от почти полного обнуления платы за роуминг), а от фиксированной связи – на 4%, что, по нашему мнению, было связано с резким ростом доходов от OTT. Продажи товаров выросли на 20% г/г, достигнув 14% совокупной выручки (12% в 1К20). Этот сегмент наряду с финтехом служит мощным источником роста доходов. В ходе телефонной конференции руководство МТС заявило о частичном восстановлении доходов от роуминга начиная с 2К21 (мы заложили в свою модель их рост в 2021 г. до 40% от допандемического уровня), что вкупе с эффектом низкой базы 2К20, когда наблюдался пик карантинных ограничений, может, по нашему мнению, способствовать ускорению роста в сегменте мобильной связи до конца года, и выручка здесь может увеличиться на 3,5–4,0% за весь 2021 г. против 2% за 1К21. Компания подтвердила объявленные ранее планы на 2021 г.: рост выручки и OIBDA не менее чем на 4% (мы считаем эту цифру консервативной) при капвложениях в размере 100–110 млрд руб.
Выручка увеличилась на 6% г/г, главным образом благодаря продажам товаров (+20% г/г) и финтеху. При этом быстро росла доля онлайн-продаж: 29% в 1К21 против 18% в 1К20 и 23% в среднем за 2020 г. Выручка МТС Банка увеличилась на 18% (в том числе на 14% г/г вырос чистый процентный доход и на 39% г/г – чистый комиссионный доход на фоне более сильной динамики поступлений от кредитных карт и реализации продуктов через розничную сеть). Рентабельность капитала МТС Банка достигла 16% и в 2021 г., по прогнозам руководства, сохранит двузначные темпы роста. Финтех и продажи товаров обеспечили в общей сложности ~22% выручки МТС за 1К21 (против 19% в 1К20). Доходы от мобильной связи в России увеличились на 2% г/г, что обусловлено повышением цен и ростом потребления данных, в то время как доходы от фиксированной связи выросли на 4% г/г – как мы полагаем, за счет OTT. В частности платформа KION (недавно переименованный видеосервис) показала рост числа пользователей в 2,9 раза в годовом сопоставлении до 2,9 млн. К 2023 г. МТС планируют увеличить их число до 20 млн и занять 3-е место на российском рынке OTT.
OIBDA выросла на 7% г/г, рентабельность по OIBDA – на 0,5 п. п. благодаря эффекту низкой базы 1К20 (последствия резервирования) и результатам МТС Банка, рентабельность которого выросла с 4,8% в 1К20 до 19,0% в 1К21. OIBDA в России увеличилась на 6%, а рентабельность по OIBDA – на 0,3 п.п. Без учета единовременных резервов, сделанных в 1К20, и финансовых показателей МТС Банка OIBDA в России, по нашим оценкам, практически не изменилась в годовом исчислении (при изменении сопоставимых показателей выручки на ~5% г/г) и выросла бы на 3%, если бы не произошло падения доходов от роуминга.
Все более очевиден прогресс экосистемы. Мы отмечаем рост доли доходов от услуг, не связанных с мобильной связью и телекоммуникациями в целом (34% и 21% в 1К21 против 31% и 18% в 1К20 соответственно), а также повышенную роль цифровых сервисов (часть услуг фиксированной связи, а также продажа ПО) и финтех-бизнеса. Все это соответствует долгосрочной стратегии развития экосистемы компании. Что касается операционной деятельности, то на 93% г/г выросло в 1К21 число пользователей МТС cashback (+11% кв/кв), а ежемесячное количество клиентов My.MTS увеличилось на 3% г/г (+12% кв/кв). Тем не менее, поскольку развитие экосистемы все еще находится на ранней стадии, а подробности о степени охвата ею мобильных пользователей компании неизвестны, мы пока не можем провести более глубокий анализ успешности ее развития.
Куприянова Анна
Степанов Денис
«Газпромбанк»