Можем заменить: гражданская авиация
Поставки самолетов отечественного производства в российскую гражданскую авиацию в последние годы составляли от 10 до 30 единиц в год. Их доля в авиапарке российских авиакомпаний – 36%, в то время как 64% приходится на иностранную технику (преимущественно на Боинги и Аэробусы). В 2022 году отрасль попала под действие антироссийских санкций, включая запрет на продажу и обслуживание воздушных судов, а также разрыв лизинговых контрактов. Что ждет гражданскую авиацию?
Пассажиропоток
В результате введения локдаунов во многих странах и прекращения международного и внутреннего сообщения в 2020 году перевозки пассажиров снизились почти в 2 раза, до 69 млн чел. В 2021 г. показатель вырос до 111 млн чел., но допандемийный уровень не был достигнут. Международные перевозки пассажиров превысили пятую часть от всего объема авиационного трафика.
Рост перевозок был связан с ослаблением коронавирусных ограничений и программой стимулирования внутреннего туризма, на которую с 2020 г. было выделено 15 млрд руб.
Согласно данным Программы развития авиатранспортной отрасли РФ, в текущем году пассажиропоток, прежде всего, из-за ограничений зарубежных путешествий сократится почти на десятую часть, до 100 млн чел. В июле, по оперативным данным трех московских аэропортов – Шереметьево, Внуково и Домодедово, количество перевезенных пассажиров восстановилось до 95% от прошлого года.
В 2022 году для обеспечения доступности авиационных перевозок планируются к реализации 3 программы государственной поддержки: субсидирование перевозок граждан, развитие региональных перевозок и финансирование авиакомпании «Аврора». Совокупный бюджет программ составит 27,5 млрд руб.
К 2025 году ожидается увеличение пассажиропотока до 103,2 млн чел. В период с 2025 по 2030 гг. продолжится дальнейший рост пассажироперевозок до 116,1 млн чел., в основном за счет внутренних перелетов, на которые будет приходиться 90%. Они будут осуществляться российскими компаниями, а зарубежные – иностранными.
Авиапарк
В конце зимы 2022 года западными странами был введен ряд ограничений, затрагивающих авиационную отрасль России. Было закрыто воздушное пространство Евросоюза и ряда других стран, запрещено заключение новых лизинговых контрактов и продажа новых самолетов, а также их техобслуживание.
В структуре авиаперевозок и парка национальных авиакомпаний доминирует иностранная техника. По данным Минтранса РФ, на 2020 год российские авиакомпании эксплуатировали 2212 воздушных судов, в том числе 1293 самолета (остальное – вертолеты). Среди них 824 единицы зарубежного производства, из которых 777 самолетов находились в лизинге (Cirium).
Таким образом, в текущих геополитических условиях регулярное функционирование российского авиапрома становится архиважной задачей для обеспечения транспортной связности страны.
Ключевые компании-производители
В 2021 году выпуском гражданской авиатехники в РФ были заняты ОАО «АВИАКОР – Авиационный завод» (г. Самара), АО «Смоленский авиационный завод» (г. Смоленск) и объединенная корпорация – ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, г. Москва).
ПАО «ОАК» является одним из лидеров постсоветского пространства на рынке самолетостроения. Продукция Общества охватывает различные рыночные сегменты авиационной техники, в том числе, широкофюзеляжных, узкофюзеляжных, реактивных и турбовинтовых региональных самолетов.
АО «Смоленский авиационный завод» специализируется на поставках самолетов малой авиации.
ОАО «Авиакор – Авиационный завод» участвовал в совместном русско-украинском проекте по строительству грузопассажирского регионального самолета Ан-140. Ранее он выпускал самолеты Ту-154М.
Производство гражданских самолетов
Начиная с 2013 года, основная доля произведенных самолетов приходится на SSJ-100. Например, в 2021 году было произведено 32 гражданских самолета и основной выпуск пришелся на SSJ. Дополнительно к SSJ отечественным авиапромом в 2021 году было произведено два грузовых ИЛ-76 и 4 многоцелевых L-410.
На начало 2022 года, то есть спустя 15 лет после старта проекта «Сухой Суперджет», было построено всего 220 самолетов SSJ, из которых в эксплуатации находились лишь 166 единиц.
Доля импортных комплектующих в поставках материалов у SSJ составляет 75%, причем 34% приходится на поставку двигателя, собирающегося на русско-французском предприятии Powerjet. SSJ100 после модернизации (SSJ – New) получит отечественные двигатели ПД-8.
В рамках программы SSJ – New импортозамещению подлежат десятки систем и компонентов, и, по сути, это будет новый самолет. Изменится конструкция фюзеляжа, будет скорректирован его центр тяжести, появится новое крыло, шасси, инерциальная навигационная система БИНС2015 и т.д. Лайнер будет сертифицирован в 2023 году.
С 2012 года идет реализация среднемагистрального самолета МС-21 – ключевого для группы ПАО «ОАК». В 2024 году планируется начало поставок на внутренний рынок. При этом к 2030 году компания «Иркут» (входит в состав ПАО «ОАК») должна выйти на производство 72 единиц МС-21 в год.
В январе 2018 года было подписано соглашение о поставке ПАО «Аэрофлот» 50 самолетов отечественного производства МС-21. На август 2019 года у компании-производителя МС-21 – ПАО «Корпорация «Иркут» имелось 175 твердых заказов на данный самолет, с учетом опционов и меморандумов количество заказов составляло 315.
Новый отечественный двигатель ПД-14 не только избавит самолет MC-21 от зависимости от импортных силовых агрегатов, но еще и сделает его одним из самых экологичных и экономичных в своем классе. Всего в двигателе использовано 20 материалов, разработанных и производимых в России. Самолет будет сертифицирован в 2024 году.
В сегменте региональной авиации, помимо самолета SSJ 100, идет разработка и запуск в производство турбовинтового регионального самолета Ил 114-300, рассчитанного на 52–64 места.
На авиазаводе в Воронеже производится региональный самолет Ан-148 пассажировместимостью 68–80 мест. Он производится штучно, преимущественно для государственных заказчиков. Периодически появляется информация о закрытии программы в связи с отсутствием спроса.
С 2023 года ОАК будет выпускать Ту-214 для коммерческой эксплуатации. Строительство новых самолетов уже началось и в ближайшие несколько лет будет выпущено 20 машин. Планируется нарастить выпуск до 10-12 самолетов в год.
Самолет ТВРС-44 предназначен для замены региональных авиалайнеров Ан-24 и Як-40. Самолет «Ладога» планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году.
ЛМС-901 «Байкал» – легкий многоцелевой самолет. Данный самолет предназначен для замены морально устаревших моделей АН-2. Запуск серийного производства ЛМС-901 планируется начать с 2024 года.
Ил-96 – широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, который сможет обеспечить перелет граждан на дальние расстояния без посадки для дозаправки. В 2022 году первые суда данной модели должны пополнить парк авиакомпаний.
Спрос на российские машины среди российских авиакомпаний масштабный. Только Аэрофлот
планирует законтрактовать 323 самолета. Из них полностью импортозамещенные 73 – Sukhoi Superjet и 210 – МС-21, а также 40 самолетов Ту-214.
С 2012 года ОАК совместно с китайской корпорацией гражданского авиастроения (СОМАС) ведет разработку широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. В настоящий момент завершено эскизное проектирование и выбор поставщиков.
В июне 2016 г. между Россией и Китаем было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого наша страна отвечает за консоли крыла, двигатель, центроплан и механизацию крыла, КНР – за фюзеляж, горизонтальное и вертикальное «оперение», некоторые другие элементы конструкции.
В мае 2017 года состоялось открытие совместного предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation в Китае.
Стоимость создания CR929 оценивается в $20 млрд, из которых $13 млрд уйдет собственно на разработку, а $7 млрд – на формирование системы послепродажного обслуживания и работу с лизинговыми компаниями. Проект финансируется российской и китайской сторонами в равных пропорциях. Сроки завершения работ по проекту CR929 на данный момент точно неизвестны.
На днях глава «Объединенной авиастроительной корпорации» (ПАО «ОАК») Юрий Слюсарь
заявил, что работа над российско-китайским проектом самолета продолжается, но его необходимо актуализировать, поскольку с момента его задумки «многое поменялось». Например, локдауны затруднили работу в очном формате. Сказались также санкционные ограничения в отношении России и Китая и изменение структуры перевозок.
Можем заменить
В апреле 2022 года Министерство транспорта РФ подготовило проект программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. В июне программу с объемом финансирования 770 млрд руб. утвердило Правительство РФ. В документе рассмотрены два сценария выпуска российских гражданских самолетов: базовый и пессимистический.
В базовом сценарии предусмотрены поставки по параллельному импорту комплектующих и расходных материалов. В итоге к концу 2025 года не менее 70% иностранного авиапарка остаются в эксплуатации.
В базовом сценарии программы ставятся достаточно амбициозные планы – пополнение парка на 1 тыс. самолетов российского производства к 2030 году, в основном МС-21, ТВРС-44 и SSJNew.
По оценкам специалистов Министерства транспорта РФ, с учетом выбытия иностранных самолетов к 2025 году парк гражданской авиации составит 1222 воздушных судна (из них 649 – иностранных). К 2030 году – 1714, в том числе 319 – иностранных. Таким образом, с учетом прогнозных значений по пассажиропотоку можно сделать вывод, что указанного объема гражданских самолетов хватит для перевозки пассажиров как внутри страны, так и за рубеж.
Особый акцент в программе сделан на разработку, внедрение и производство авиационных двигателей. Всего до 2030 года запланирован выпуск почти 5 тыс. двигателей для воздушных судов.
Что касается запчастей, потенциальными импортерами комплектующих для гражданской авиации России могут выступить Турция, Малайзия и Иран.
По сообщениям
иранских СМИ, в июле 2022 году Россия и Иран подписали соглашение о поставках деталей и оборудования иранского производства в Россию, а также о проведении ремонта и техобслуживания российских самолетов в иранских ремонтных центрах. Таким образом, Иран заменит американскую Boeing и французскую Airbus, которые снабжали Россию необходимыми деталями до специальной военной операции. Кроме того, Иран будет ремонтировать российские самолеты и проводить их техническое обслуживание.
Авиационная промышленность Турции достаточно развита, главной турецкой авиастроительной корпорацией является TUSAŞ, которая, в том числе, производит комплектующие для различных мировых производителей авиационной техники (Agusta Westland, Airbus, Leonardo, Boeing, IAI, Lockheed Martin, Sikorsky). Учитывая это, возможны поставки запчастей к иностранным самолетам на наш рынок из Турции.
Авиационная промышленность Малайзии – одна из наиболее развитых в регионе Юго-Восточной Азии. В Малайзии открыто совместное российско-малазийское предприятие ATSC (Aerospace Technology Systems Corp. Sdn. Bhd), которое осуществляет поставки и техническое обслуживание самолетов Су-30 и МиГ-29, поставленных на малазийский рынок. Аналогичные решения можно внедрить и при поставках гражданской продукции.
Учитывая успешный опыт взаимодействия с Турцией, Ираном и Малайзией в области поставок продукции военного назначения, представляется вероятным, что Россия может рассчитывать на данные рынки, при условии локализации производства некоторых систем и компонентов гражданских воздушных судов.
Промсвязьбанк
детали в Иране будем покупать ???
нет уж, не нужно
Как бы немного то времени осталось. Есть большие сомнения. МС-21 уже в 2019 должен был летать на маршрутах
А что Авиакор делает? Там же только ремонт и тот осилить не могут. Нет рабочих, нет ИТР, документы по ТУ-154 частично утрачены.
Воронеж — такие же проблемы. Да везде, практически — кадры — проблема. МС-21 — это уже фэнтези и не более. Перестали даже показывать его. Вроятно верха просто ждут, когда китайцы свою машину просертифицируют — на этом и предложат летать стране..
спасибо нет. Пока государство не начнет свои заводы строить
, и свои детали то у страны и её компании нет роста и будущего. Если ввп за 20 лет со своим олигархами этого так и не понял, то значит страну разорвут на части.