Блог им. MihayletsPRO
В этой статье мы рассмотрим полезный набор идей для инвестора, который поможет осознать на сколько ДОЛГОВЕЧНЫ компании в нашем портфеле.
Представьте, что мы покупаем акции компании — ABC Inc. Это очень простая компания. Она зарабатывает 1 доллар на акцию каждый год. Эти доходы не растут со временем. При этом ABC возвращает всю свою прибыль своим владельцам, выплачивая дивиденды в размере 1 доллара на акцию в конце каждого года.
Предположим, мы покупаем акции ABC по 5 долларов за акцию. Это соотношение P/E равное 5. Мы знаем, что возвращаем 1 доллар в год в виде дивидендов.
Итак, чтобы мы НЕ потеряли деньги, компания ABC должна прожить еще КАК МИНИМУМ 5 лет. Если что-то случится и бизнес ABC УМРЕТ раньше, мы, скорее всего, потеряем деньги.
Что, если мы заплатим более высокую цену — скажем 20 P/E за акции ABC? В этом случае мы держим пари, что ABC выживет (и будет платить нам дивиденды!) по крайней мере еще 20 лет.
Шансы на это могут быть значительно НИЖЕ, чем шансы на то, что ABC проживет еще 5 лет.
А что, если ABC будет РАСТУЩЕЙ компанией? Допустим, ее доходы будут увеличиваться на 10% в год.
Конечно, этот рост не может быть БЕСПЛАТНЫМ. ABC, возможно, придется реинвестировать часть своей прибыли обратно в себя каждый год — только для того, чтобы получить этот рост.
Допустим, рентабельность дополнительного инвестированного капитала ABC равна 25%. Это означает, что на каждый доллар дополнительной прибыли бизнесу необходимо вложить в него 4 доллара дополнительного капитала.
Таким образом, для роста на 10% в следующем году -с $1 до $1,10 прибыли на акцию — бизнесу потребуется дополнительно вложить $0,40 на акцию.
Если мы предположим, что эти 0,40 доллара на акцию получены из прибыли этого года, то остается 0,60 доллара на акцию, которые могут быть выплачены владельцам в виде дивидендов.
Таким образом, каждый год ABC будет возвращать 60% своей прибыли владельцам — в виде дивидендов. А остальные 40% будут реинвестироваться обратно в бизнес, что поможет УВЕЛИЧИТЬ прибыль на 10% в год.
Итак, у нас есть:
Дивиденды за первый год: 0,60 долл. США на акцию,
Дивиденды за 2-й год: 0,60 долл. США * 1,1 = 0,66 долл. США на акцию,
Дивиденды за 3-й год: 0,66 долл. США * 1,1 = 0,726 долл. США на акцию,
И так далее.
Предположим, мы платим 20-кратную текущую прибыль, т. е. 20 долларов за акцию ABC.
В какой момент наши совокупные дивиденды превысят цену покупки?
Простое моделирование показывает, что это произойдет через 11 лет.
Таким образом, если мы покупаем компанию «без роста» по цене, в 20 раз превышающей прибыль, компания должна просуществовать не менее 20 лет, чтобы мы окупили наши инвестиции.
Но если мы купим компанию «растущую на 10%» (с ROIIC 25%) при ТАКОЙ ЖЕ 20-кратной прибыли, то будет достаточно, чтобы компания прожила всего 11 лет.
Таким образом, всякий раз, когда мы покупаем компанию для нашего портфеля (с намерением держать ее в течение длительного времени), мы делаем «не явную ставку» на ДОЛГОЛЕТИЕ компании.
Капитализм жесток. Компании умирают постоянно. Поэтому, если мы платим за компанию, то мы должны быть достаточно уверены в ее ДОЛГОВЕЧНОСТИ.
Как инвесторы, мы должны развивать способность находить компании, которые будут оставаться сильными долгие годы.
Именно здесь сияют великие инвесторы, такие как Уоррен Баффет.
Многие из крупнейших инвестиций Баффета — American Express, Coca Cola, See's Candies, BNSF — СУПЕРдолговечны.
Год за годом, десятилетие за десятилетием — они кладут деньги в карман Баффета.
Итак, как нам оценить долговечность бизнеса?
Здесь может помочь концепция «Эффект Линди». Это идея о том, что вещи, которые уже выдержали испытание временем — выживая и процветая в течение многих лет до сегодняшнего дня — также, скорее всего, выживут и в БУДУЩЕМ.
Например, если что-то просуществовало 50 лет, есть большая вероятность, что оно просуществует еще 50 лет.
Эту идею популяризировал Нассим Талеб в своей книге «Антихрупкость»:
и еще:
Эта идея Линди интуитивно понятна. Сам факт того, что что-то выжило долгое время, может быть признаком того, что эта вещь обладает какой-то встроенной силой.
Например, во многих странах мира наблюдается высокая детская смертность. Большая часть детей в этих странах умирает до того, как им исполнится 1 год. Но гораздо меньшая часть 5-летних умирает до того, как им исполнится 6.
Почему? Потому что сам факт того, что ребенок дожил до 5 лет, является показателем хорошего здоровья — отсутствия врожденных пороков, достойного иммунитета к болезням и инфекциям и т.д.
И такие дети, скорее всего, продолжат жить, чтобы в конечном итоге стать здоровыми взрослыми.
Аналогичная логика может применяться к бизнесу.
Большая часть предприятий умирает в первый год своего существования. Но у предприятий, которые преодолели эти трудности и сумели выжить в течение длительного времени, вероятно, есть что-то, что Уоррен Баффет назвал «ров» (конкурентное преимущество).
Но вот что затрудняет инвестирование — НЕ все компании, которые существуют на рынке не первый год, являются Линди. Часть из них выжила за счет везения.
Такие предприятия НЕ являются Линди.
Они «Индейки».
Идея Индейки также принадлежит Талебу.
В своей книге «Черный лебедь» Талеб представляет жизнь индейки на День Благодарения. Жизнь индейки начинается прекрасно. Он выживает и процветает день за днем в течение 364 дней — до Дня Благодарения, когда ее зарежут.
Поэтому, тот факт, что бизнес преуспевал в течение нескольких лет, НЕ означает, что он обладает прочными конкурентными преимуществами. Возможно, бизнесу просто повезло.
Это может быть Индейка, которую вот-вот убьют, а НЕ Линди, которая будет печатать деньги долгие годы.
Итак, как мы можем отличить Линди от Индейки в деловом мире?
Ключевое различие заключается в следующем:
С каждым годом Линди становится все труднее и труднее убить. Такие компании продолжают улучшать свои конкурентные позиции.
Каждый год, который не убивает их, делает их сильнее.
Напротив, Индейку на День Благодарения более или менее легко убить на 365-й день, как и в первый день.
Индейки на самом деле не становятся более устойчивыми или их труднее убить с течением времени. Они просто испытывают свою удачу до тех пор, пока она длится.
Итак, когда мы анализируем бизнес, мы должны искать доказательства того, что бизнес набирает силу — и его становится все труднее и труднее убить с течением времени.
Например, мне нравятся компании, чьи продукты со временем становятся все более и более «липкими».
Возьмем, к примеру, Apple.
Сегодня мы гораздо больше полагаемся на устройства, сервисы и приложения Apple, чем 5 лет назад. Мы использую «экосистему» Apple для чтения, создания заметок, музыки, обмена сообщениями, электронной почты и многого другого!
Если нас много, то Apple — это Линди.
Другая категория компаний Линди — это те, кто разделяет «экономику масштаба».
Эти компании могут использовать свой растущий масштаб для снижения затрат и постоянного улучшения качества обслуживания своих клиентов. Из-за этого их трудно убить.
Как долгосрочные инвесторы, мы хотим покупать предприятия, которые будут приносить нам деньги в течение долгого времени. Надеемся, что данная статья поможет вам найти такой долгоживущий бизнес.
Больше обучающих материалов и инвестиционных идей Вы найдете в нашем telegram-канале:Mihaylets.PRO Инвестиции
Богл наше все✌️
Про жизненный цикл компаний написано верно. Учитывайте только:
a) Кучу прочих факторов рынка в целом (океана, в котором живёт эта рыбка).
б) Специфику региона присутствия данной компании (нужно понимать как живёт та или иная страна, и как именно там нахлобучивают :)). К примеру, мне забавно наблюдать, как русские люди без образования, без знания языка, не выезжавшие дальше своего райцентра, открывают счета у зарубежных брокеров и покупают Эпл. :) Чистой воды рулетка.