Блог им. ToropovStepan

Whoosh: прокатим всю страну?

 

 

Недавно сервис самокатов Whoosh объявил об  IPO 

Компания работает в сфере городской мобильности — по сути конкурирует с каршерингом и такси 

Потенциально они нацелены на отъем часть рынка у традиционных средств передвижения и поэтому позиционируют себя как историю роста 

Давайте попробуем разобраться — можно ли считать Whoosh долгосрочной историей роста и оправдана ли оценка в 20-25 миллиардов рублей

 

Вводные:

Текущая цена составляет около 6 рублей в минуту + 30 рублей за старт, не сказать чтобы это на порядок дешевле такси

1) У компании есть 11 миллионов зарегистрированных аккаунтов (не активных)

2) Компания есть во всех городах миллионниках 

3)Компания платит дивиденды от 25% до 50%  чистой прибыли 

Это круто, но по текущей цене дивдоходность будет не сильно большой  (3-4%)

4) Выручка за 2022 год составит около 7  миллиардов рублей, EBITDA 3.5 миллиардов 

Фактически хотят размещаться по P/S около=3, EV/EBITDA=7, P/E =13

Это не очень дешево — примерно на рыночном уровне для техов. Но у меня есть сомнения что компания сможет стабильно расти на 20-30% в ближайшие годы 

Что будет мешать росту?

1) Компания и так уже есть во всех крупных городах России. Выход на новые рынки может быть затруднен низкой покупательной способностью (в условной Москве будут платить гораздо больше, чем в Урюпинске), что может давить на маржинальность.

В миллионниках их самокаты есть почти везде (В СПб и МСК точно — а это самые емкие рынки в России)

2) Кикшеринг (аренда самокатов) стоит недешево. Текущая цена составляет около 6 рублей в минуту + 50 рублей за старт, не сказать чтобы это на порядок дешевле такси => потенциал повышения цен ограничен

3)Конкуренция. Бизнес компании не уникален, как у того же Positive (кибербез очень наукоёмкий сектор, создать аналогичный продукт дорого и долго). У Яндекса есть аналогичный сервис — что мешает при желании вытеснить с рынка самокатов Whoosh?

У желтого гиганта больше денег, лучше экспертиза  и Кудрин во главе компании (с мощным админ ресурсом)

Если желтый гигант будет давать скидки, сжигая  кучу кэша, но в итоге сможет стать монополистами и смогут неплохо зарабатывать (как например с Яндекс такси случилось)

У Яндекса дешевле тарифы и лучше поддержка — что тоже может давить на маржинальность Whooshа

4) Регуляторные риски. Самокаты периодически собирают хейт от чиновников  — повышение минимального возраста управления самокатом, обязательные права для управления или ограничение скорости и количества самокатов могут значительно усложнить жизнь компании и негативно сказаться на дальнейших темпах роста

 

Дорогая балансовая стоимость:

 

Всего у Whoosh 82’000 самокатов 

Капитализация по текущим составит 22-25 миллиардов рублей 

 

Это где-то 300’000 рублей за самокат!

 

Причём сейчас такой самокат как у Whoosh  стоит где-то 60’000

Фактически переплачиваем за один самокат в раз 5

 

Понятно, что Whoosh это больше про IT софт для самокатов, но тем не менее это достаточно дорогая оценка

 

Резюме:

Whoosh это достаточно красивая история, но с кучей подводных камней, которые могут усложнить жизнь компании

Я очень люблю растущие истории, но у Whoosh нет какой-то изюминки, что ставит под сомнение дальнейший рост высокими темпами

А для истории роста нет ничего болезненнее чем снижение темпов роста, что может привести к существенному снижению акций

Хотя спекулятивно в отсутствии интересных движений на российском рынке может в первое время и вырасти, но вот с точки зрения  инвестиционной компания выглядит не очень привлекательно 

 

Я лично принимать участие в IPO не буду, имхо это выглядит не очень интересно 

 

★4
35 комментариев
Разницы некакой, на ипо втб была по 16коп !
вшортят вошь-самокатчика как некак само название к этому призывает.
avatar
Это IPO не для Вас делается. Милым мальчикам и их женам из хороших московских семей нужно обкэшиться. Все выкупят гос.банки и пенсионные фонды. Их потом из бюджета дофинансируют.
avatar
Ra Ga, пока за счёт ФНБ только гос компании дофинансировали. ВУШ — частная история с приличным менеджментом
Николай Помещенко, ещё не вечер как пела одна бабка на Гостелерадио. прямо перед самым падением империи.
avatar
Обувь России уже обула, теперь еще и прокатят)))
avatar
Pringles, да да! О Великий Русский Язык, я тебя просто обожаю!!! Прокатим всю страну… как на IPO Петропавловска🤣🤣🤣🤣😂😂😂
avatar
Обувь России уже обула

да эт не она..

там какие-то казлы 10%-ное ограничение засадили..

Zhenya_Bazarov, Биржа, кто ж ещё. 
рандомно вводят. в одних вводят, в других нет. бардак
совершенно согласен
avatar
Странник, ну тут скорее сложность именно в привлечении кадров, хороших программистов не так много, хакерская тусовка достаточно закрытая
avatar
кибербез очень наукоёмкий сектор, создать аналогичный продукт дорого и долго
Как раз нет, кибербез — это вообще не наукоемкий сектор. Аналогичный продукт создать относительно несложно, сложность как раз с административными нюансами и со сбытом, особенно в B2B. Раньше была огромная конкуренция на нашем рынке, как иностранный софт ушел — так и ниша появилась, поэтому Позитиву сейчас сравнительно легко окучивать новых клиентов.
avatar
Я в родном городе-миллионнике взял этот самокат и проехал с центра по прогулочным зонам, набережным, паркам, мостам, заехал в центр, уехал оттуда и всё это ради развлечения. Потратил рублей 500, но было весело. Самокаты это обычно не про передвижение, а про фан.
avatar
Григорий, я тож думал сначала, что про фан. 
а потом вдруг понял, как это сильно экономит время в срочных и коротких поездках в ЦАО Москвы.
вместо 10-15 минут пешком, 1-3 минуты. а это всего 21 рубль
Николай Помещенко, согласен, есть такое. Например, быстро до метро доскочить, но все-таки не на каждом углу стоят самокаты, хотя их много в ЦАО. Помню, в районе Горбушке уже ночью брал самокат чтобы до каршеринга доскочить. Удобно в общем-то.
Каршеринг тоже великая вещь в некоторых случаях. Например, по области надо в несколько точек попасть: общественным нереально, такси дороже
avatar
Григорий, думаю, ВУШ может кооперироваться с какой-нибудь службой доставки… тогда вообще супер будет. вот под эту идею я может акций и куплю 
мда… вошью хорошую вещь не назовут… была уже минералка блю вотер…
avatar
Ткачев, интересная мысль) Похоже, создатели бренда вообще не думали об этом.
avatar
Ой как хорошо теперь на ММВБ: и MUST, и Whoosh — все теперь здесь! И Дюша Метёлкин!
avatar
главный вопрос: для чего привлекаются деньги.
а компанией доволен, в смысле облигаций. и ликвидны и доха снижается
почти все самокаты находятся в залогах у банкиров, выдавших кредиты на миллиарды рублей для их покупки...

без толпы глупых акционеров эта контора не сможет расплатиться с долгами

но...

получается, что глупые акционеры своими деньгами будут гасить чужие кредиты... 

НАХЕРА???
avatar
$100, чтобы забрать проценты себе.
avatar
Мне уже ВТБ пуш прислал на смартфон об IPO. Ищите других идиотов
avatar
Кто это дерьмище да и еще в 3-5 раз дороже покупает?
Опять лохам разгрузят как обувь россии или спб биржу
avatar
Спасибо за оценку наипо
avatar
Как ранее написал один из читателей самарлаба, он — Вместо 10-15 минут пешком, 1-3 минуты. а это всего 21 рубль.
И таких, кто тратит 21 рубль, наверное достаточно много, но, думаю, что с такими арендаторами самокатов, выручки не сделать:)
avatar
b@e, они все едут в бигмачную чавкать. поколение страдающих ожирением — идеальный электорат.
avatar
Народное айпио)), Мавроди отдыхает.
avatar
ПИ.РА.МИ.ДА!!!
avatar
На досках объявлений в продаже мотор-колеса и начинка есть и железо после разбора уведенных вошьев и не только..
.издят их как карманники обирают пьяных!
защиты там некакой, какая кибербезопастность?
avatar
нашли время для айпио. тут прилеты по стратегическим объектам пошли. ну ничего. пригодятся на фронте.
avatar
Конкурент самокатам  это такие маленькие велосипеды с электроприводом, размер такой же, управление лучше возможность поработать ножками чем не поход в спорт зал.
зачем так серьёзно обсуждать ещё один пикирующий(сползающий )актив(пассив))
не было у нас пока хороших айпио. Тренд отрицательный.
avatar
Дядя Дёнер 2.

теги блога karsotel

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн