Какую задачу решаем
В результате санкций часть активов российских банков оказалась полностью заблокированной. В основном это коснулось требований к контрагентам из недружественных стран (3) и платежей по облигациям, которые зависли в Euroclear/Clearstream. У ряда банков также были заблокированы средства в НРД после введения в отношении него санкций. Перспективы возврата этих активов представляются крайне низкими, несмотря на то, что с юридической точки зрения они пока не конфискованы. С одной стороны, нельзя игнорировать факт их обесценения. С другой стороны, одномоментное создание по заблокированным активам 100% резервов (сейчас, за исключением нескольких банков, у которых заблокированные активы уже значительно зарезервированы, средний уровень резервирования составляет менее 5%) представляется излишне консервативным подходом. Его применение привело бы к существенному сокращению прибыли и капитала отдельных банков, снижению потенциала кредитования. Требуется сбалансированное решение, которое поможет отразить риски по заблокированным активам с учетом их правового статуса, но не приведет к неоправданным негативным последствиям для банков и их клиентов. Почему недостаточно существующих инструментов Пока в регулировании не предусмотрены особые подходы в отношении заблокированных активов, так как эта проблема в подобных масштабах является новой для банков.
Что мы предлагаем
1. Предоставить банкам рассрочку на 10 лет (по 31.12.2032) по созданию резервов на возможные потери по полностью заблокированным активам. При оценке кредитного риска в отношении заблокированных активов в 2023 г. банки смогут не учитывать фактор их блокирования, обусловленного действием мер ограничительного характера. Далее резервы должны быть равны или выше минимального уровня по графику рассрочки. При этом не допускается распускать резервы, сформированные до 01.02.2022. 3 Требования к иностранным банкам (например, остатки на корсчетах, МБК или требования по расторгнутым договорам по ПФИ), вложения в дочерние организации, кредиты и прочие требования к заемщикам – резидентам недружественных стран, а также облигации эмитентов – резидентов этих стран. 6 Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора Стратегические антикризисные меры для адаптации банков к перенесенному стрессу и поддержания потенциала кредитования 2. При использовании рассрочки стоимость активов для целей учета должна быть зафиксирована КО в рублях, чтобы избежать искажающего (искусственного, «бумажного») результата (прибыли или убытка) от переоценки. Таким образом банки смогут снизить объем полностью замороженных активов, либо постепенно их резервируя, либо за счет урегулирования (например, взаимозачета требований и обязательств, выделения таких активов в отдельное юридическое лицо).
График рассрочки,
% Дата 31.12.2023 с 01.01.2024 с 01.01.2025 с 01.01.2026 с 01.01.2027 с 01.01.2028 с 01.01.2029 с 01.01.2030 с 01.01.2031 с 01.01.2032 31.12.2032 Резерв 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
При этом рассрочка не будет предоставляться по активам с ограничениями на использование (еврооблигации, должниками по которым являются российские юридические лица, российские государственные еврооблигации и кредиты нерезидентам, выданные в валютах недружественных стран, по которым существуют проблемы с обслуживанием из-за действий платежных агентов), где предусмотрены альтернативные механизмы возмещения (например, платежи в рублях в пользу российских держателей, выпуск замещающих рублевых облигаций). Также заблокированные и замороженные активы будут исключаться из состава ликвидных активов, а также из лимитов концентрации для расчета соответствующих нормативов. Предварительные сроки • 2023 г. – в рамках экстренных полномочий введение постепенного порядка формирования резервов по заблокированным активам с последующим внесением изменений в нормативные акты в части расчета нормативов и резервов
www.cbr.ru/Content/Document/File/143838/dbra_20221227.pdf
Сбер занят теперь формированием новых зарубежных активов в «дружественных» странах, для последующей, очередной блокировки.