Блог им. boomin
26 декабря началось размещение третьего выпуска «Феррони». Собственник группы компаний, которая занимает лидирующее положение на европейском рынке металлических входных дверей, Евгений Кузнецов, дал интервью Boomin, где рассказал о развитии экспортного направления в условиях геополитических изменений, специализации производств и новой высокотехнологичной номенклатуре, а самое главное — об основных ценностях компании и перспективах ее развития.
— Что вам лично интересно в этом бизнесе? Есть ли у вас как у собственника идея (философия), от которой вы отталкиваетесь, выстраивая стратегические планы? Что вас вдохновляет и заставляет идти дальше?
— Лично мне интересно создать стандартизированный бизнес и масштабировать его по всему миру. Основная идея, на которой сфокусированы я и моя команда, заключена в том, что региональная компания из России вполне может стать международным игроком. «Феррони» — это предприятие, растущее от года к году, и, конечно, меня вдохновляет это развитие, а также амбициозные цели, стоящие перед нами. Я верю, что команда, которая сейчас у нас собралась, способна достигнуть отличных результатов!
— «Феррони» — публичная компания. Какие вы видите в этом плюсы и минусы?
— Плюсы и минусы, как всегда, идут рука об руку. Решение о публичности всегда непростое, и не потому, что компания может что-то скрывать, а потому, что любую информацию можно трактовать по-разному. А если в компании ранее не была создана профессиональная инфраструктура по подаче информации во внешнюю среду, то ошибок может быть допущено множество из-за незнания особенностей отрасли. С другой стороны, компания получает доступ к капиталу, который направляет на дальнейшее развитие, а это большой плюс.
Становясь публичной, любая компания повышает уровень прозрачности, а это вызывает больше доверия и позволяет привлекать финансирование на лучших условиях.
— Согласно исследованию IC Company Profiles, ГК «Феррони» занимает пятое место в мире по объему продаж входных стальных дверей. В прошлом году компания реализовала продукции на 173 млн евро, что на 36% больше, чем годом ранее. Как оцениваете результат, за счет чего он стал возможен? С каким объемом продаж завершите 2022 г.?
— Такого роста мы достигли благодаря современным инженерным технологиям производства, не имеющим аналогов не только в России, ЕАЭС и странах СНГ, которые были разработаны на наших предприятиях. А также за счет применения практик бережливого производства, внедрения технологий повышения производительности труда, постоянных НИОКР, проведения акселерационной работы и других мероприятий, нацеленных на увеличение эффективности производства и логистических цепочек.
За девять месяцев 2022 г. выпуска продукции выручка уже составляет более 8,5 млрд рублей, а год планируем закончить с показателем не ниже 14,7 млрд рублей.
— Каким для компании стал 2022 г.? Как на бизнес повлияла СВО, уход западных игроков, разрыв привычных логистических цепочек?
— Как и для большинства российских промышленных предприятий, для нас этот год стал непростым. Изменение политических и экономических условий, введение санкций в отношении Российской Федерации, как то: ограничение в поставке ряда товаров, невозможность закупки и ввоза материалов и комплектующих для арендуемого оборудования, прекращение обслуживания лизингового оборудования, проблемы с доставкой грузов из-за отказа международных логистических компаний работать с российскими организациями, нахождение обслуживающих нас банков в санкционных списках — всё это повлияло на процессы производства и сбыта продукции.
Однако компания достойно выдержала резкую смену экономических условий. Более того, уход западных игроков с российского рынка открывает для нас новые перспективы развития: это реинжиниринг и последующий самостоятельный выпуск импортозамещающей продукции, сейчас ведется соответствующая работа. Она требует текущего и последующего финансирования, ведь для нас это новые номенклатурные группы, но главное — это возможности для роста компании.
— Какие инвестиции компания направила на развитие бизнеса в 2022 г.? Каков их источник?
— В 2022 г. компания инвестировала порядка 400 млн рублей — это денежные средства, привлеченные, в том числе, на фондовом рынке.
— На продукцию какого ценового сегмента сегодня ориентирована компания? Почему? Как это сказалось на загрузке производственных мощностей? Как изменились в 2022 г. потребительские предпочтения внутри страны и за рубежом?
— На сегодня ассортимент реализуемого товара составляет более 200 моделей, из них на конец 2021 г. 110 моделей — это двери, изготавливаемые на собственных заводах ГК «Феррони». За годы развития группа компаний увеличила ассортимент дверей собственного производства в 27 раз: на январь 2017 г. — 3 модели; на январь 2018 г. — 28 моделей; на январь 2019 г. — 46 моделей; на январь 2020 г. — 83 модели; по итогам 2021 г. — 82 модели. По итогам девяти месяцев 2022 г. — 110 моделей.
Вследствие изменения потребностей покупателей компания расширила ассортиментный ряд: увеличила ассортимент продукции среднего сегмента и противопожарных дверей, запустила новую премиальную линейку Luxor.
Завод в Тольятти увеличивает свою производственную нагрузку от квартала к кварталу. Сейчас она составляет 60%. Загруженность завода в Йошкар-Оле составляет 100%: производство продукции премиум-сегмента сосредоточено именно там, и в дальнейшем мы планируем сконцентрировать новые технологии на этой площадке. В конце октября мы начали специализацию — сосредоточение производства дверей среднего сегмента на заводе в Тольятти для снижения издержек. Экономика производства при прочих равных условиях на заводе в Тольятти эффективнее примерно на 25%, так как применяются значительные налоговые льготы благодаря тому, что ООО «Феррони Тольятти» является резидентом ТОСЭР.
— В этом году ГК «Феррони» запустила первое промышленное производство биометрических замков в России на базе завода «Феррони Тольятти». Как себя показало новое направление? Какие еще инновационные технологии развиваете?
— Наша биометрическая продукция IDENTI (замки по отпечатку пальца), запущенная в промышленное производство этой осенью, крайне востребована на рынке. Идут активные продажи биометрических замков по каналам сбыта e-commercе. Более того, мы фиксируем растущий спрос на эту продукцию. Запланирован также выпуск продукции Face ID (сканер объемно-пространственной формы лица человека) и СКУД (система контроля и управления доступом).
— Вы сейчас активно и развиваете продукцию премиального сегмента — дизайнерские двери на заказ I-Doors. Какова динамика, какие планы и перспективы?
— Объем заказов кратно увеличился с уходом европейской номенклатуры с рынка, но даже до этого мы стали вытеснять Европу по таким параметрам, как цена и сроки изготовления. При этом качество наше было равно или даже лучше в связи с внедрением новых инженерных решений.
— Какую долю в продажах занимает экспорт? Что изменилось по сравнению с 2021 г.? Какие рынки потеряли, а какими приросли?
— Экспортное направление у нас занимает 20%, поставки осуществляются в 28 стран. Прирост планируем за счет рынков Африки, Индонезии и Монголии.
В этом году потерян рынок Украины вследствие происходящих событий, а также из-за введенных санкций в отношении банковского сектора приостановлено взаимодействие с европейскими контрагентами.
— Как себя чувствуют зарубежные представительства компании в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане?
— Наши представительства в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане продолжают успешно работать, никаких изменений вследствие изменения геополитической ситуации в мире не произошло и, надеюсь, не произойдет.
— Как за год изменилась филиальная сеть? Каковы дальнейшие планы (на следующий 2023 г., количество, города)?
— Сегодня у нас работают 27 представительств. Открыто шесть обособленных подразделений в Омске, Красноярске, Новосибирске, Калининграде, Мытищах. Также были релоцированы и расширены обособленные подразделения в Санкт-Петербурге и Владивостоке. В планах на 2023 г. — открытие обособленных подразделений в Архангельске, Тюмени, Сургуте, Оренбурге, Уфе, Сахалине и Благовещенске.
— Расскажите о развитии направления франчайзинга — салонов IDoors в 2022 г.
— На нынешний день открыты магазины среднего и премиум-сегмента в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Франчайзинга пока нет, смотрим и оцениваем перспективы на будущее.
— ГК «Феррони» — партнер Фонда «Сколково». Что в рамках партнерства сделано в 2022 г.?
— В текущем году в рамках партнерства подведены итоги программы Ferroni Tech, запущенной совместно с Фондом «Сколково» в 2021 г. Выбраны 16 стартапов, два из которых мы уже изучили, еще осталось 14.
— С момента наступления СВО компания поставила перед собой одну из ключевых целей — курс на импортозамещение, в первую очередь по комплектующим для собственного производства. Каковы результаты и планы?
— Деятельность группы компании «Феррони» является удачным примером импортозамещения: нам удалось снизить долю импорта в семь раз за пять лет. На текущий момент мы активно развиваем собственное производство комплектующих для изготовления дверей, доля которых в конечном изделии составляет уже от 60% до 80% в зависимости от выпускаемой номенклатуры. В дальнейшем намереваемся достигнуть покрытия в 90-95%.
— Расскажите о сотрудниках ГК «Феррони». В качестве одной из основных ценностей компания позиционирует именно команду единомышленников. Поделитесь вашим личным опытом: насколько легко делегируете обязанности?
— С одной стороны, мы выстроили вертикально интегрированный холдинг, с другой — горизонтальные связи являются основой корпоративной культуры, взаимовыручки, стремления добиваться цели, результата. Мы действительно считаем человеческий капитал основной ценностью компании, эти выводы можно сделать в том числе и по результатам деятельности в текущих условиях.
— Мы стремимся к тому, чтобы каждый специалист, работающий в нашей компании, стал лучшим в мире, возможно даже единственным, кто так делает. Мы поощряем лучших сотрудников, неравнодушны к их личным проблемам и бескорыстно заботимся друг о друге. Мы ценим новаторство, активность и организационную гибкость.
— Какой вы видите в дальнейшем работу компании на публичном рынке?
— Для реализации всех поставленных целей и задач в 2023 г. мы планируем расширять свое присутствие на фондовом рынке за счет новых размещений облигаций.
— Какие планы стоят перед компанией на 2023 г.? Какие инвестиции и на что планируете направить в следующем году?
— Во-первых, это расширение номенклатурной группы выпускаемой продукции, оптимизация и специализация производственных процессов с целью снижения издержек. Во-вторых, это дальнейшее производство импортозамещающей продукции: ПВХ-пленка, цилиндры для замков, сами замки. В планах также стоит расширение матрицы производства входных дверей для новых рынков сбыта в других странах. Общий объем инвестиций, планируемых на 2023 г., около 600 млн рублей.
— Каким вы видите развитие компании в будущем? Чего хотелось бы достичь и почему?
— Мы хотим стать мировыми лидерами индустрии производства входных дверей. Все предпосылки, чтобы выполнить эту задачу, имеются. Для реализации такой амбициозной цели требуется государственная поддержка.