Блог им. LPROFIT
Металлургическая отрасль России вошла в период жесткой конкуренции, который будет характеризоваться работой с минимальной маржой. Этот период будет длительным. Поэтому перед металлургическими компаниями встает вопрос снижения издержек и себестоимости продукции.
В этой статье речь пойдет о возможностях НЛМК снизить себестоимость. У других компаний такой возможности не вижу. Нельзя сказать, что у других компаний такой возможности совсем нет. Есть, например, в части освоения новых железорудных месторождений, расположенных недалеко от металлургического комбината. Но мне сложно оценить шансы на реализацию таких проектов, слишком много сложностей. При этом я вижу возможность снижения издержек у НЛМК и реализация такой возможности выглядит более, чем реальной.
Для выплавки чугуна кроме железорудного сырья используется кокс. Кокс изготавливается из коксующегося угля. Для получения 1 тонны чугуна необходимо около 650 кг коксующегося угля. Некоторые металлургические комбинаты доставляют на производственную площадку коксующийся уголь и изготавливают из него в коксовых батареях кокс. Другие металлургические комбинаты предпочитают привезти на металлургический комбинат уже готовый кокс, произведенный из коксующегося угля в районе угольного бассейна.
Например, Северсталь доставляет на Череповецкий металлургический комбинат коксующийся уголь, добытый в районе Воркуты и на своих коксовых батареях, расположенных возле Череповца изготавливает кокс. У НЛМК тоже есть свое предприятие по изготовлению кокса, но расположено оно далеко от металлургического комбината. Речь идет о предприятии «АлтайКокс». Оно расположено недалеко от угольного бассейна и приобретает коксующийся уголь у сторонних поставщиков. Изготавливаемый на предприятии кокс направляется на Новолипецкий металлургический комбинат.
На первый взгляд, особой разницы в обеспечении коксом Северстали и НЛМК не наблюдается. Обе компании производят кокс из коксующегося угля, приобретаемого у сторонних поставщиков. Но следует обратить внимание на то, что Северсталь перевозит от угольного бассейна до металлургического комбината коксующийся уголь, а НЛМК перевозит уже готовый кокс. Процесс, используемый НЛМК, более рациональный с экономической точки зрения. При изготовлении из коксующего угля кокса, теряется часть массы (25-30%). Поэтому выгоднее перевозить кокс. Особенно этот вопрос актуален в случае, когда расстояние между металлургическим комбинатом и угольным месторождением является значительным. Почему Северсталь не построила коксовые батареи возле Воркуты, мне не известно. Могу предположить, что причиной являются тяжелые климатические условия, в которых расположена Воркута. Издержки на строительство и работу в условиях вечной мерзлоты могут превысить экономию на транспортных расходах. В случае с НЛМК использование коксовых батарей, расположенных недалеко от угольных месторождений дает значительную экономию на логистике, так как расстояние от АлтайКокса до Новолипецкого металлургического комбината по железной дороге составляет 3600 км. Если принять условный тариф за транспортировку одной тонны кокса 1800 руб/1000 км, то логистические расходы составят 6480 руб.
Значит, в случае перевозки на расстояние 3600 км коксующего угля вместо кокса, пришлось бы заплатить около 8000 руб. Экономия составляет не менее 1500 рублей. Известно, что для выплавки 1 тонны чугуна необходимо 450-500 кг кокса, для изготовления которого требуется не менее 650 кг коксующего угля. Теперь можно сосчитать влияние расходов по перевозке кокса на себестоимость 1 тонны чугуна. 6480 руб х 0,5= 3240 руб. Все, конечно, примерно, так как мне не известен тариф на перевозку угля с учетом скидки и не известны марки коксующихся углей, которые поставляются на АлтайКокс. В зависимости от марки коксующегося угля, его может понадобиться больше или меньше. В зависимости от технико-экономических характеристик доменной печи, кокса может понадобиться больше или меньше. Но ориентир есть: в себестоимости 1 тонны чугуна, доля логистических расходов на перевозку кокса у НЛМК составляет около 3200 рублей. И благодаря СВО появилась возможность эти расходы существенно снизить.
На территории Донбасса добываются угли различных марок, включая коксующийся уголь. После 2014 года большинство шахт остановлены, но по мере удаления линии фронта, объемы добычи угля можно будет увеличить. На территории ДНР расположены Мариупольский коксохимический завод и Авдеевский коксохимический завод. Они не сильно пострадали в результате боевых действий и могут быть запущены после минимальных финансовых вложений. Ранее Мариупольский коксохимический завод поставлял кокс на Азовсталь и завод имени Ильича. Но с учетом серьезных разрушений на Азовстали, восстановление этого металлургического комбината маловероятно. После восстановления завода им. Ильича Мариупольский коксохимический завод сможет возобновить поставки кокса на завод им. Ильича. При этом свободные мощности позволят производить достаточное количество кокса, чтобы обеспечить потребности НЛМК. Также не нужно забывать о возможностях Авдеевского коксохимического завода. Подводя итоги, можно сказать, что после решения вопроса с безопасностью на освобожденных территориях будет профицит производственных мощностей по производству кокса.
В итоге на территории Донбасса на небольшом расстоянии друг от друга будут работать угольные шахты, на которых будет осуществляться добыча коксующихся углей, и коксохимические производства. Расстояние от Новолипецкого металлургического комбината до Мариупольского коксохимического завода по железной дороге составляет 1250 км. От НЛМК до Авдеевского коксохимического завода 1030 км. Для НЛМК будет целесообразнее покупать кокс у коксохимических предприятий Донбасса.
АлтайКокс при этом без работы не останется. АлтайКокс сможет перерабатывать стороннее сырье и продавать его в Китай. Логистические расходы в Китай значительные и выгоднее перевозить кокс, чем коксующийся уголь. Особенно этот вопрос актуален с учетом проблем загрязненности воздуха в китайских мегаполисах, так как коксохимическое производство считается грязным.
Для НЛМК выгода очевидна. Логистическое плечо сократится с 3600 км до 1200 км. Разница в 2400 км означает экономию 4300 рублей при перевозке 1 тонны кокса. В себестоимости 1 тонны чугуна, доля логистических расходов на перевозку кокса у НЛМК составит около 1100 рублей. Сейчас эта доля составляет около 3200 рублей. Учитывая, что для организации новой схемы поставок кокса значительных финансовых вложений не понадобится, экономия 2100 рублей представляется существенной. Чтобы понять насколько существенным является снижение себестоимости производства стали на 2100 рублей, отмечу: по моим подсчетам, на январь 2023 года маржа по EBITDA с тонны сортового проката, реализуемого на территории России, у НЛМК составляет около 11000 рублей. Но маржа после вычета амортизации составит не более 9000 рублей. Сумма указана без учета вертикальной интеграции, так как именно этот метод расчета является более подходящим для сравнения с другими компаниями, имеющими меньшую степень вертикальной интеграции по железорудному сырью. Следовательно, речь идет о снижении издержек, способных увеличить маржу на 20 %.
Не возле, а на самом Комбинате. Кокс, это такая штука, что его крайне нежелательно много раз переваливать и трясти. Он хрупкий и дробится однако! Чем крупнее его фракции, тем качественнее чугун получается. В идеале, чтоб он не покрошился, надо его чуть ли не напрямую с коксовых батарей в доменную печь грузить, что на Северстали скорее всего и происходит.
А ещё, и от качества угля качество получаемого кокса зависит. Не знаю как сейчас, но раньше Воркутинский уголь по качеству с СССР лидировал, а Донецкий — наоборот. Это как (аналогия) Сибирская нефть и Башкирская.
А теперь, самое интересное: Если почитать новости Северстали, то там большинство их инновационных продуктов, как раз на высоком качестве стали и основывается. Вот пример из последних: Высокопрочная и высокоэффективная сталь Powerweld:
Так что снижение себестоимости за счёт производства как кокса где-то там, так и покупки угля пофиг какого, лишь бы повыгоднее. Это может получится как в сказке про попа, с его погоней за дешевизною.
Северсталь делает ставку не на цену, а на качество. Скорее всего потому и в ту-же Европу у неё были самые большие объёмы продаж из тройки металлургов. Те-же немцы, не стали бы покупать для своей промышленности сталь не подходящую под их стандарты качества.
По выгоде от перевозки: Кокс значительно легче угля, и его и в вагон влезает меньше по весу. Вот и по кол-ву вагонов для перевозки, и не такая уж и большая выгода получается.