Блог им. M2econ
Наши предварительные расчеты (оценка денежной массы от ЦБ появится позже), основанные на динамике узкой денежной базы, говорят о том, что рост реальной денежной массы (РДМ) в сентябре замедлился до +12,7% годовых (с 16,9% месяц назад).
Замедление роста РДМ – это плохая новость.
В это замедление вносят вклад оба компонента:
Судя по всему, динамика РДМ возвращается под «потолок Набиуллиной» (см. график).
Это лишь подтверждает, что рост реальной денежной массы высокими темпами не был осознанной политикой ЦБ.
Но импульс экономика при этом всё равно получила.
Индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности (PMI manufacturing) от S&P Global в сентябре стал максимальным с января 2017 года (за 6,5 лет).
Индекс вырос до 54,5 пункта — это второе лучшее значение с марта 2011 года.
Отдельно стоит обратить внимание на среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия на графике).
В сентябре он вырос до 52,9 пункта. Это повторение рекорда 2011 года, который держался 12 лет. Отметим, что индекс сейчас значительно выше, чем был в 2021 году.
Прогноз
Мы ожидаем, что рост индекса продолжится и он будет обновлять новые многолетние максимумы.
В сентябре индекс деловой активности в секторе услуг по данным S&P Global составил 55,4 пункта.
Индекс выше 50-ти пунктов означает рост деловой активности.
Стоит обратить внимание на среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия на нижнем графике).
В сентябре он уже поднялся выше, чем по итогам 2021 года. Рост, по нашим прогнозам, продолжится и далее.
Композитный индекс, отражающий ситуацию одновременно в промышленности и в услугах, находится в позитивной зоне (54,7 пункта).
Среднегодовой индекс (см синюю линию на графике ниже) тоже, как и индекс в услугах, уже выше, чем по итогам 2021 года.
Индексы PMI показывают рост деловой активности в России в сентябре 2023 года и в промышленности, и в секторе услуг.
По данным агентства “Автостат” в сентябре было зарегистрировано 110 358 легковых автомобилей.
Это в 2,5 раза больше (+149%), чем в сентябре 2022 года.
Рост высокими темпами продолжается шестой месяц подряд.
Продажи за 9 месяцев (717 тыс.) уже превысили результат 12-ти месяцев прошлого года (626 тыс.).
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 864,5 тыс.
Если текущий тренд сохранится до конца года, то по его итогам года рынок превысит 1 млн. легковых.
Прогноз
По нашей предварительной оценке, в сентябре в России было зарегистрировано 13,3 тыс. тяжёлых грузовиков.
Это в 2 раза (на 102%) больше, чем в сентябре прошлого года.
Напомним:
1. Сентябрь традиционно слабее августа по регистрациям.
2. В октябре-декабре рынок может поставить новые рекорды и достигать 16-20 тыс.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации достигли 122 тыс.
При продолжении текущего тренда по итогам рынок превысит 140 тыс.
Перевозки грузов по железным дорогам в сентябре, по предварительной оценке, составили 101 млн. тонн.
Это на символические 0,2% больше, чем в сентябре 2022 года. В августе рост был тоже +0,2%.
Фактически, роста нет уже два месяца подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было перевезено 1 млрд 243 млн. тонн грузов.
Показатель стабилизируется на текущем уровне, который, тем не менее, выше, чем в январе 2023 года.
Частично это может быть связано с недостатком перевозочных мощностей РЖД на восточном и южном направлениях, на которые сейчас переориентировались грузопотоки.
Производство цемента сейчас ставит рекорды, а его перевозки по железным дорогам падают.
Перевозки цемента по железным дорогам в сентябре составили 2,24 млн. тонн (предварительная оценка).
Это худший сентябрь с 2000 года.
Падение к сентябрю 2022 года составило 8,8%.
Перевозки падают четвёртый месяц подряд.
По сути, показатель так и не восстановился после падения, начавшегося в марте 2022 года.
Как мы уже писали ранее, частично падение может объясняться постепенным переходом перевозок цемента с железнодорожного транспорта на автомобильный.
Эта версия подтверждается данными по производству цемента в России. Статистика доступна с 2017 года по август 2023 года включительно.
Производство цемента растёт пять месяцев подряд. Так, в августе 2023 года оно выросло на 3,4% к августу прошлого года.
Для нас важнее физические объёмы.
Как видно на графике, производство в летние месяцы 2023 года (июнь, июль, август) является рекордным с 2017 года.
В эти месяцы объём производства составлял порядка 7 млн. тонн в месяц. В то же время объём перевозок цемента по железным дорогам составлял около 2,6 млн. тонн в месяц.
Другими словами, только около 37% произведённого цемента сейчас перевозится по железным дорогам. На другие виды транспорта приходится около 63%, почти две трети.
Выводы:
В сентябре средний курс составил 96,2 рубля за доллар.
По сравнению с курсом августа доллар подешевел на 1%.
По сравнению с сентябрём прошлого года рубль сейчас дешевле на 39%.
В сентябре среднее значение индекса Мосбиржи составило 3 136 пунктов.
Это на 50% выше, чем в сентябре прошлого года.
Годовой рост индекса наблюдается 6 месяц подряд.
Выше показана динамика индекса Мосбиржи. С момента создания индекса (сентябрь 1997 года) он вырос в 31 раз (со 100 пунктов в начале до 3 136 пунктов сейчас).
Однако, если учесть дивиденды, то индекс с сентября 1998 года вырос в 70 раз (со 100 до 6 953 пункта; голубая линия на графике).
Инфляция «съедает» значительную часть этого прироста, реальный индекс растёт скромнее (фиолетовая линия на графике).
С учетом инфляции индекс с сентября 1997 года вырос в 3 раза (со 100 до 313 пунктов).
По итогам сентября этот индекс вырос на 58% годовых.
Реальный индекс полной доходности растёт в годовом выражении шестой месяц подряд.
В сентябре среднее значение “долларового” индекса РТС составило 1021 пункт.
Это на 9% ниже, чем в сентябре прошлого года.
Это означает, что падение рубля за последний год было сильнее, чем рост рублёвого индекса Мосбиржи.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть и другие.
В последнее время к этим показателям добавились
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Такие быстрые показатели по итогам каждого месяца мы включаем в наш ежемесячный экспресс-обзор.
Такой обзор выходит в пятый-шестой рабочий день после завершения отчётного месяца.
* Большинство биржевых показателей (индексы, курсы валют) за месяц считаются по формуле HLC/3 (среднее цен максимальных, минимальных и закрытия).
Следующий экспресс-обзор — за октябрь — выйдет 5-8 ноября.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии
Всегда полезно видеть картину в целом)
Профессиональные экономисты (для которых национальные интересы не пустой звук в отличие от эли убийцы деревянного) уже не один год в крик кричат о беспределе цб под руководством это курицы по отношению к интересам экономики страны))
Удаляю, предупреждение.