Очевидно, если рынок вполне эффективен, инвестировать на нем большого смысла нет — это сродни подбрасывания монеты. Но если рынок не совсем эффективен, как нам на нем инвестировать? Я активно общаюсь с людьми на тему теории инвестирования, что здесь нередко упускают в погоне за мнимыми поисками кнопки «получить деньги» без усилий, на этот раз публикую рассуждение своего знакомого — с его разрешения. Буду рад пообщаться в комментариях. Здесь очень интересная мысль, которая кажется верной, если коротко, она состоит в том, что большинство типов идей, которые появляются у людей на рынке — они, если задуматься, не имеют никакого смысла. Люди могут получать прибыль, следуя этим идеям, но нередко это будет совпадением. Я склонен согласиться с такой идеей, единственное, автор не учитывает, что иногда можно заработать, даже если твоя идея идет в русле «общерыночных» идей, если я поверил, что компании будет сопутствовать успех через год, то рынок закладывает эту информацию в цену с дисконтом, а когда успешный момент наступит, он будет полнее отражен в цене.
-----------------------------------------
Методология инвестирования на не вполне эффективных рынках
Тема данного рассуждения как видно из заголовка коренным образом отличается от предыдущей, но здесь так бывает. Начну с общих предварительных пояснений. Я не считаю, что инвестиции могут быть «вычислимы», фундаментальный анализ важен, но только как критерий для возможного выбора между компанией A и компанией B, но никак для «просчета» перспектив одной из этих компаний.
Логика простая: цена акции определяется только ожиданиями рынка. Кроме цены акций инвестора ничего не интересует, при этом самый эффективный способ заработать деньги без того, чтобы посвящать инвестициями значительное время своей жизни, выбирать компании, которые могут сделать кратный рост. Понятно, будут ошибки, но, если в среднем это делать эффективно, следует ожидать значительного положительного результата.
Далее. Рост цены акции не зависит от роста прибыли, от роста компании в строгом смысле. Она зависит только от изменения ожиданий: как разница (дельта) между тем, какой рост прибыли (на рассматриваемом средним инвестором временном промежутке) ожидается сегодня и каким он будет ожидаться «завтра». Показатели компании невозможно предсказать, только «угадать», опираясь на факты, но ключевую роль должна играть интуиция. Словом, если сейчас компанию оценивают по состоянию «через год» (технически возьмем точку «через год», можно эквивалентно заменить на оценку «перспектив» компании) на 8/10 (некая абстрактная оценка), то чтобы оценка ее стоимости выросла, нам необходимо, чтобы через год ее «через год» стали оценивать на 9/10. Если ее прибыли за это время вырастут, и рынок это ожидает сейчас, это уже в цене, не нужно думать, что сам по себе этот факт даст какую-то переоценку. А если ее прибыли вырастут, но рынок так не считает сейчас, это и есть улучшение оценки ее «перспектив» или ее оценки «через год». Словом, заработать что-то на акции можно только в том случае, если ваша позиция по ней отличается от позиции рынка в целом, или вы верите в ее больший рост, чем «рынок в целом».
В этом смысле, абсурдны такие утверждения «через год государство вероятно примет выгодный для компании закон, она от этого выиграет, следовательно ее акции стоит покупать». Данная информация уже в цене причем ровно с таким коэффициентом, с каким вероятно принятие государством данного закона. Если сильно вероятно с коэффициентом, близким к «1», если маловероятно, то с коэффициентом, близким к «0». Коэффициент умножается на выгодность для компании данного закона через рассмотрение значимости дополнительных денежных потоков (соотношение их с совокупным денежными потоками, совокупной прибылью) и их дисконтирование, которые будут связаны с законом и благоприятны для компании. Следовательно, необходим аргумент не о конкретном событии, а о том, что событие наступит со значительно большей вероятностью, чем это оценено рынком. Например, никто не верит, что закон примут, а у вас есть аргументы, что его примут, исходя из дедуктивных соображений (напоминаю, что инсайдерская информация является уголовным преступлением и здесь не рассматривается).
Но, вероятно самым абсурдным утверждением такого рода можно признать следующее «компания сезонно зарабатывает больше в новогодние праздники, а скоро они наступят, следовательно нужно покупать акции компании, ведь они вырастут в благоприятный для нее сезон». Абсурдность заключается в следующем. Если компания особенно хорошо зарабатывает в новогодние праздники, этот паттерн прослеживался и ранее. Ее прибыль в этот период следует сравнивать не с показателями прибыли предыдущего квартала, а с показателями прибыли аналогичного сезона предыдущего года, когда ровно такой же эффект имел место. Здесь необходим аргумент не о благоприятности определенного сезона, а о том, что сезон текущего года будет для компании лучше, чем сезон предыдущего года, причем по соображениям, относительно которых есть уверенность, что они не восприняты рынком (показателем этого может служить как раз цена акции). То есть, например, благоприятный прогноз погоды вряд ли будет таким соображением, т.к. он известен всем. Нужно соображение другого рода. Определить – какое – не цель данного рассуждение, т.к. его цель – наметить методологию.
t.me/passionate_opinions/96 — публикуется с разрешения автора.
Если компания переоценена, что делать?
Ничего. Не предлагать же шортить инвестору.
Стратегия все та же — покупать бумаги, которые рынок недооценивает.
Например, известна любовь российских инвесторов к дивидендам — значит лучше покупать компании которые при прочих равных еще не платят дивиденды. И продавать когда они платят 100% (и то и больше) от чистой прибыли.
А у нас мыслят часто иначе. Наоборот советуют покупать компании, которые платят дивиденды, ведь сейчас засилье частного инвестора, а он это любит. Но ведь нет же, так не работает. Если российский инвестор любит дивиденды, то российские компании платящие дивиденды или относительно которых есть ожидание, что они будут платить дивиденды _уже_ будут оценены с поправкой на этот факт. Таким образом, на этом уже не получится заработать, потому что эта информация уже в цене (возможно при этом на практике получится заработать, но по другим причинам). В этом суть.
Это называется разгонять шлаки. И не далее.
По мне — надо эти неэффективности устранять, потому что это явно игра в одни ворота.
с такой логикой лучше не лезть на биржу
Как цена может определяться анализом? Если я скажу «причина убийства определяется анализом места преступления», вы согласитесь? Причина убийства — не в анализе, она в конкретных действиях того, кто убил. Между ними и убийством есть каузальная связь. Анализ как процедура ничего не определяет, он — инструмент для поиска.