Всем доброго времени суток!
Вот и прошел январь, подведу небольшие итоги. Практически весь январь я посвятил исследованию рынка автомобильных компонентов и в целом рынку автомобилей. Наиболее интересными мне показались некоторые цифры Аналитического агентства Gruzdev-Analyzeв, привожу их исключительно в информационно-познавательных целях.
Согласно прогнозам по итогам 2023 года в целом продажи могут достигнуть уровня 900 тыс. — 1 млн экземпляров.
В структуре продаж новых автомобилей по странам происхождения брендов первое место занимают китайские машины.
На вторичном рынке РФ с января по сентябрь 2023 года было продано 5 005 200 автомобилей с пробегом
Средний срок владения автомобилем в нашей стране на данный момент составляет 4,6 года.
Средний срок активной эксплуатации автомобиля в России увеличился с 2019 по 2022 год с 24,2 до 25,6 года, а в 2023-м уже составляет 27 лет.
Еще один важный слайд по структуре автопарка РФ
Какие выводы можно сделать:
— Важно сначала отметить, что автотранспорт из КНР начали продавать в большом количестве в России лишь с конца 2022 года;
— В структуре продаж 2023г новых автомобилей порядка 48% занимают китайские автомобили, т.е. почти каждый второй — китаец.
Российские — 34%, прочие — 18%. Очевидно, что при отсутствии новых геополитических и экономических шоков этот тренд сохранится в ближайшие годы;
— В структуре б/у автомобилей доля отечественных авто — 34% (2,6 млн.шт.), китайских — 17% (1,3 млн.шт.), это половина всего автопарка;
— Если тренд продаж новых авто сохранится, прирост новых китайских авто составит порядка 6% год, т.е. за 2-3 года рынок новых авто полностью поделят Китай и РФ за счет снижения доли прочих;
— Автопарк новых и б/у автомобилей на протяжении последних 5 лет держится примерно уровне 7 млн.шт., при этом средний возраст авто ок. 11 лет, средний срок эксплуатации авто достиг 27 лет;
Теперь про запчасти и компоненты.
Согласно исследованиям спрос на новые запчасти опережает спрос на б/у детали примерно на 35%, а по темпам прироста спроса новые запчасти превосходят подержанные в два раза. В России также из года в год растет спрос на онлайн-покупки запчастей: в 2021 году он вырос на 30%, в 2022-м — на 45%, в 2023-м — на 25% (Авито, ВБ, Озон, ЯндексМаркет и др)
В топ‑10 категорий деталей, продемонстрировавших наибольший рост год к году в третьем квартале 2023г, — запчасти для ТО (+46%), аксессуары (+42%), масла и автохимия (+37%), аккумуляторы (+33%), автосвет (+28%), кузовные детали (+27%), детали подвески (+26%), стекла (+23%), багажники и фаркопы (+22%), детали системы рулевого управления (+19%).
Наибольший рост спроса зафиксирован на новые запчасти, произведенные в Китае (+105%) и США (+101%); в пятерку лидеров среди стран — производителей запчастей по темпам роста спроса попали также Россия (+72%), страны Европы (+70%) и Республика Беларусь (+54%).
Доля оригинальных автозапчастей на российском рынке в начале 2023 года оценивалась примерно в 30%. Однако с решением западных компаний приостановить поставки своей продукции в Россию, включая оригинальные детали, ситуация кардинально изменилась, автодилеры и владельцы автомобилей вынуждены искать неоригинальные компоненты, китайские производители играют в этом процессе ключевую роль. Доля китайских компаний составляет порядка 60% от общего объема рынка автомобильных запчастей в РФ.
В 2023 году собственникам китайских машин, которые были выпущены не более трех лет назад, по большей части требуются расходники для прохождения планового ТО. Потребность в замене комплектующих, кроме регулярных технических обслуживаний, как правило, возникает лишь после трех лет эксплуатации автомобиля.
Средний срок лояльности дилеру среди покупателей автомобилей китайских брендов составляет сегодня 1 год 10 месяцев. В течение этого периода бóльшая часть клиентов обращается для обслуживания и ремонта машин в дилерские центры. По истечении двух лет картина меняется — уже 63% владельцев автомобилей китайских брендов едут обслуживаться на независимые СТО; после трех лет владения китайским автомобилем к НСТО обращаются 86% владельцев.
Важно отметить, что, китайские производители новых популярных моделей автомобилей Omoda, Exeed, Voyah, Zeekr, LiXiang, Haval, Geely и т.п. пока не спешат обеспечивать полный ассортимент запчастей на продаваемые автомобили, сосредотачиваются в первую очередь на продажах автомобилей, что подтверждается общей статистикой продаж новых авто.
Таким образом, на горизонте 1-2 лет может возникнуть дефицит компонентов на эти автомобили.
Какие выводы можно сделать по рынку запчастей:
— после серьезного провала 2022г рынок запчастей, благодаря Китаю и параллельному импорту постепенно восстанавливается;
— дефицит оригинальных компонентов для европейских, японских и корейских автомобилей постепенно замещается аналогами производства КНР;
— возможный дефицит компонентов на новые китайские модели автомобилей на горизонте 1-2 лет в т.ч. ввиду отсутствия унифицированных товарных каталогов на эти авто;
В общем итоге рынок новых автомобилей и компонентов за 2 года сильно сместился в сторону КНР. Автовладельцы по разным причинам стали дольше эксплуатировать свои автомобили. Потребности в запчастях и расходных материалах будут только увеличиваться.
В феврале планирую начать поиск китайских поставщиков автозапчастей и расходных материалов, уверен, что этот процесс крайне трудоемкий и кропотливый, поэтому конкретных сроков для себя не ставлю, если есть опыт и идеи в этом вопросе, буду рад если кто поделится. Это, кстати чем то даже напоминает поиск эмитентов ценных бумаг, компаний много, но выбрать необходимо надежного и с хорошей ценой)
Всем удачи!