Блог им. Koleso
Долго можно рассуждать о том, почему «Яндекс» стал в Рунете ведущим поисковиком. Стиль компании, ее инновационные решения в бизнесе и информационных технологиях сделали ее символом информационного будущего страны. На протяжении последнего десятилетия «Яндекс» укрепил свое место среди мировых лидеров поисковых систем и не утратил свою долю на рынке.
За последние двадцать лет интернет кардинально изменил мир, став важнейшим источником информации. Рекламные бюджеты массово переключились в онлайн, и в 2018 году интернет-реклама впервые превзошла по стоимости телевизионную в России. В то время как мировой рынок интернет-рекламы продолжал расти, российский рынок составлял всего 1% от общего объема.
Несмотря на успешный рост, «Яндекс» столкнулся с проблемами, вызванными усилением государственного контроля над интернетом. Это сказалось на модерации поисковых запросов, что затрудняло успешность рекламных кампаний и снижало доходы компании.
С учетом мировых рекламных тенденций, «Яндекс» решил расширить свое влияние в странах бывшего СССР. Однако события 2014 года вынудили компанию сосредоточиться на внутренних проектах.
Государственный контроль наращивался, и «Яндекс» был вынужден искать новые возможности развития.
Развитие побочных проектов, таких как «Яндекс. Такси», стало ответом на ограничения в основном бизнесе. Однако после февраля 2022 года «Яндекс» фактически разделился на две компании – российскую и международную. Этот раздел создал новые юридические реалии.
В условиях ограничений для «Яндекса» и новых вызовов для Yandex, будущее остается неопределенным. Российская компания, вероятно, продолжит поддерживать существующие сервисы, но единые результаты, достигнутые в прошлом, станут сложнее достичь.
Этот случай станет учебным материалом о том, как взаимодействовать бизнесу и государству для взаимной пользы.
В начале февраля процедура разделения состоялась. Появились «Яндекс» и Yandex.
Что будет дальше?
Судя по тому, что опубликовано, Yandex в течение пяти лет не сможет развивать сервисы, оставшиеся у «Яндекса». Значит, он вынужден будет идти своим тернистым путем, искать свои проекты и рыночные ниши. Думаю, найдет, но какие — не знает никто.
«Яндекс», скорее всего, «зализав раны» от раздела, продолжит поддерживать существующие сервисы. Едва ли та и другая компании в ближайшие годы смогут добиться результатов, показанных единой компанией.
Так поставлена точка в истории компании, которая могла стать вторым Google.
В итоге, история «Яндекса» стала драмой, символизирующей ошибки и качество институциональной среды, где компания, которая могла стать и обществом.
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем?