Копипаст
Илон Маск представляет Tesla как вершину «бережливого» производства. Просто поищите фотографии завода Tesla, и вы, несомненно, найдете футуристически выглядящие изображения с сотней красных роботов, собирающих автомобили без участия человека.
Но если Tesla поистине является «бережливым» производственным центром, то почему она ежеквартально продолжает терять по $600 млн наличных или примерно $30 тыс. на каждый продаваемый автомобиль?
5,3 млн квадратных футов производственных площадей, которые сейчас занимает Tesla, были построены совместными усилиями General Motors и Toyota, учредивших предприятие NUMMI. Сотрудничество началось в 1984 году, и было нацелено на то, чтобы японский автопроизводитель научился вести бизнес в Америке, а GM постиг принципы бережливого производства. 20 лет назад завод ежегодно выпускал более 350 тыс. новых автомобилей или примерно 74 автомобиля на каждого работника.
Между тем, Tesla, «вершина бережливого производства» с 20-летним технологическим преимуществом, каким-то образом умудряется производить от 8 до 14 автомобилей на одного сотрудника.
Такое происходит потому, что в этом храме бережливого производства Tesla трудится гораздо больше рабочих, чем в свое время в NUMMI. В первый год полноценной работы (1985 год), численность работников компании насчитывала 2 470 человек, а годовой выпуск был равен 64 764 автомобилям – примерно 26 автомобилей на каждого рабочего в год. К 1997 году численность работников выросла до 4 844, а производство – до 357 809 автомобилей – около 74 автомобилей на каждого работника в год.
С другой стороны, в 2016 году в компании Tesla трудилось от 6 000 до 10 000 рабочих, а производство составило 83 922 автомобиля. Таким образом, на каждое выпущенное авто приходилось от 8 до 14 работников, а значит производительность Tesla оказалась в 7 раз ниже производительности NUMMI на ее пике.
«Количество людей, работающих у Маска, имеет прямое отношение к тому, почему он не зарабатывает деньги на производстве автомобилей», – сказал консультант по автоматизации процесса производства из компании Agile Group Майкл Трейси. «Показатели по количеству работников Toyota отражают пример эффективности производства, которая позволяет получать прибыль от выпуска автомобилей».
На заводе в Фремонте собирается седан Model S, кроссовер Model X, а вскоре там будет выпускаться и Model 3. Маск сказал, что планируемая к выпуску Model Y будет собираться на отдельном предприятии.
В феврале, выступая на конференции, посвященной итогам деятельности компании в четвертом квартале 2016 года, Маск сообщил, что как только Model 3 будет запущена в серию, он планирует производить по 5000 автомобилей этой модели в неделю, а к 2018 году производство возрастет до 10 000 автомобилей в неделю.
«Увеличение выпуска со 100 000 до 500 000 авто является огромным скачком для любой компании», – сказал Сэм Фиорани, вице-президент по глобальному прогнозированию автомобильной промышленности в AutoForecast Solutions. «Достижение ими выпуска полмиллиона автомобилей будет потрясающим подъемом для компании, которая еще является стартапом. Они встретят на пути очень много различных препятствий».
Рыночная капитализация Tesla превзошла рыночную капитализацию BMW, Ford и GM, и, похоже, рынок совсем не тревожится по поводу неэффективности производства компании и без сомнений подпишется под любым многомиллиардным чеком на строительство дополнительных производственных мощностей.
Поскольку инвесторы, очевидно, считают, что стоимость компании в $800 000 на каждую выпущенную ей машину в 2016 году, вполне обоснована, они не видят причин, по которым компания не должна стоить $400 млрд в следующем году, когда она начнет выпускать по 500 000 автомобилей в год.
А что касается отрицательного кэшфлоу, так они сейчас капитальные вложения делают на 550 млн в квартал + на 300 млн R&D.
Чисто производство у них операционно прибыльное.
Цифры тут:
files.shareholder.com/downloads/ABEA-4CW8X0/4784349496x0x940721/8E9FC98F-343C-4D2E-8516-491DEFB9B69B/TSLA_Q1_2017_Update_Letter.pdf