Копипаст
Игорь Николаев — д.э.н., директор Института стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты»
(выделения в тексте — SergP)
А как же на нее не надеяться, если она по-прежнему «наше все»? Сегодня нефтегазовые доходы, как и раньше, являются для российского федерального бюджета очень значительными. Доля таких доходов в 2019 году должна составить 41,3%. Россия, безусловно, как была, так и остается весьма зависимой от уровня мировых цен на нефть. Поэтому понятно то внимание, которое было приковано к новой сделке ОПЕК.
Но главное – это перспективы. Каковы же они? – Ведь поднялись же цены после первой сделки ОПЕК, действовавшей с ноября 2016 года? Да, но сейчас ситуация на мировом рынке нефти уже другая, и изменения будут усиливаться. Ключевой фактор этих изменений – «вторая волна» сланцевой революции в США. Да-да, это та самая сланцевая революция, о невозможности и бесперспективности которой у нас в России было сказано очень много. И неудивительно, что мы проспали сланцевую революцию, цены на нефть упали (в начале 2016 года они были около 30 долларов США за баррель). Потом цены подросли, и США мощнейшим образом нарастили добычу сланцевой нефти. Если всего нефти в январе 2017 года в США добывалось 8,84 млн барр/сутки, то в сентябре 2018 года уже 11,48 млн барр/сутки. А в 2019 году США должны выйти на уровень добычи нефти в 12,1 млн барр/сутки – колоссальный рост. Все это привело к тому, что в августе 2018 года США впервые стали лидерами по объему добываемой нефти (Россия – на втором месте, Саудовская Аравия – на третьем).
Надо отметить, что все эти успехи были достигнуты американцами в условиях серьезных инфраструктурных ограничений (нехватки нефтепроводов, прежде всего). Но эти ограничения успешно преодолеваются, и уже к 2020 году ожидается избыток транспортных мощностей на уровне 1,0 млн барр/сутки. Это означает, что цены на нефть будут снижаться, а рост добычи сланцевой нефти в США превзойдет то сокращение добычи нефти, о котором договорились страны-члены ОПЕК и государства, не входящие в эту организацию. Уже во второй половине 2019 года мировая цена на нефть вполне может уйти в коридор 40 – 50 долларов США за баррель, и даже такая цена не станет препятствием для дальнейшего развития сланцевой добычи.
Но нам важен даже не уровень, до которого может снизиться мировая цена на нефть, а то, как долго могут быть низкими цены. Перспективы долговременности низких цен на нефть очень большие. Так всегда бывает, когда основой изменения ценовой конъюнктуры становятся технологические факторы. А они сегодня именно такие: технологии добычи сланцевой нефти, переход автомобилестроения на электродвигатели, развитие альтернативной энергетики. Плюс общее замедление мирового экономического роста, результатом которого является снижение темпов роста спроса на нефть.
ОПЕК, похоже, так и не понял главных особенностей происходящего, в результате чего прежний простой механизм регулирования мировых цен на нефть через ограничение добычи нефти уже не очень-то и работает. Они ограничивают добычу нефти, а американцы наращивают ее. И в обозримой перспективе так и будет.
Мы вступаем в долговременный период низких цен на нефть. В истории России был уже такой период – 90-е годы прошлого века – те самые нелюбимые нынешними властями «лихие 90-е». Но с высоты жирных «нулевых» 2000-х забывалось о такой «малозначительной» особенности тех лет, и теперь властям придется самим доказывать, что по-прежнему нефтезависимая экономика России может при низких ценах на нефть обеспечить темпы экономического роста выше мировых и войти в пятерку крупнейших экономик мира. Увы, не докажут, чудес здесь не бывает.
это суперзадача в гонке за рекордами добычи?
И добиваться исполнения этой идиотской цели по бросовым ценам?
Задорнов был прав — американцы полные идиоты.
Или… реалии заставляют их становиться бензоколонкой?
Что-то такое о себе знают, о чем остальному миру не говорят?
VladMih, конечно знают . Это только у нас — «без руля и без ветрил»…
Ну и финал про электро автомобили это вообще финишь — они даже в калифорнии менее 0,5% от всего транспорта, а встранах где растет потребление — например индии — вообще ноль
Автопром на мой взгляд пока мало влияет. Насколько знаю электро-грузовиков, самолётов и кораблей в промышленном варианте еще нет. Да и персональный транспорт пока дороговат для масс.
С другими тезисами в целом согласен
был такой певец
Да и ОПЕК вполне себе верно действуют. Им проще снижать добычу до каких то уровней, чтоб амеры вытащили все свои лёгкие запасы, а потом обвалиться рынок и обанкротить их, чтобы вновь занять свою нишу.
По текущим запасам американцы могут стать на 30-40 дней чистыми экспортёрами, но это не значит что такое будет вечно и что за этим не последует куда более тяжких последствий.
Америке и З.Европе выгодны невысокие цены, а восточным деспотиям — высокие. Так вот у С.Америки теперь есть более удобный рычаг контроля над ценой, кроме подачек для С.Аравии.
А потом когда запасы и силы на сравнительно дешёвую нефть иссякнут — уровень добычи вновь снизится и цены могут взлететь до удобных размеров для восточных добытчиков.
В противном случае а какие варианты у них есть? Наращивать добычу — себе в убыток. Да и реализуется разве что описанный сценарий.
А иными методами они не уберут конкурентов с рынка. В Америке войну развязать они пока что не в силах.
Что же тут непонятного?!
ну знаете, не только электрокары (скорее шик и прерогатива мегаполисов), были популярны и сейчас ездят на LPG, CNG (пропан, природный метан).
Жижа полилась как понос — ладошкой не остановишь. Второй день, да и с 86 она как дрист выствистнула.
Вот как я думаю (проторговал в минус её — не знал фундаментала, может осторожничал бы).