Новости рынков

Новости рынков | Аэрофлот МСФО 2024г: выручка ₽856,7 млрд (+40% г/г), прибыль ₽55,02 млрд против убытка в ₽14,02 млрд годом ранее, 4кв: выручка ₽220,2 млрд (+28,7% г/г), убыток ₽4,9 млрд

В 2024 году Группа «Аэрофлот» значительно улучшила операционные и финансовые результаты и завершает финансовый год с чистой прибылью впервые с начала пандемии. Достигнутые объемы перевозок в 55,3 млн пассажиров и повышение операционной эффективности, прежде всего за счет роста занятости кресел, при контроле управляемых статей затрат внесли определяющий вклад в улучшение рентабельности.

Аэрофлот МСФО 2024г: выручка ₽856,7 млрд (+40% г/г), прибыль ₽55,02 млрд против убытка в ₽14,02 млрд годом ранее, 4кв: выручка ₽220,2 млрд (+28,7% г/г), убыток ₽4,9 млрд


  • Выручка выросла на 40,0% по сравнению с 2023 годом и достигла 856,8 млрд руб.
  • Скорректированная EBITDA выросла на 18,4%, до 237,6 млрд руб.
  • Чистая прибыль за 2024 год составила 55,0 млрд руб. (против убытка 14,0 млрд руб. в 2023 году) и содержит эффект отрицательной валютной переоценки и ряд других эффектов.
  • Банковский долг и задолженность по облигациям снизились на 49,3%, до 44,7 млрд руб. При этом, кредитные рейтинги Аэрофлота улучшились в 2024 году: Эксперт РА в апреле повысил рейтинг сразу на две ступени до ruAA, прогноз стабильный, подтвердив данный рейтинг в ноябре. В июле Аэрофлот впервые получил рейтинг от агентства АКРА, также на уровне АА(RU), прогноз стабильный
Аэрофлот МСФО 2024г: выручка ₽856,7 млрд (+40% г/г), прибыль ₽55,02 млрд против убытка в ₽14,02 млрд годом ранее, 4кв: выручка ₽220,2 млрд (+28,7% г/г), убыток ₽4,9 млрд


Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот»:
«В 2024 году Группа «Аэрофлот» значительно улучшила операционные и финансовые результаты и впервые с 2019 года завершает финансовый год с чистой прибылью. Отвечая на вызовы времени, Группа сумела успешно адаптировать бизнес-модель сначала под эпидемиологические, а затем под геополитические ограничения, увеличив предложение на внутреннем рынке и максимально используя возможности и доступные направления международных полетов.

За полный год Группа «Аэрофлот» перевезла 55,3 млн пассажиров, что не только опередило первоначально поставленные цели и среднесрочные стратегические планы, но и превысило объемы пассажирских перевозок допандемийного 2019 года без учета международного трансфера. Достигнутые объемы и повышение операционной эффективности, прежде всего за счет роста занятости кресел, при контроле управляемых статей затрат внесли определяющий вклад в улучшение рентабельности. Так, за два прошедших года реализации планов развития Группа нарастила пассажиропоток на почти 15 млн пассажиров, что обеспечило необходимый эффект масштаба для покрытия постоянных затрат.

Группа продолжает уделять внимание обеспечению летной годности и ремонту воздушных судов для увеличения налета по парку. В результате совокупный налет по флоту превысил 1 млн часов, показав рост на 15,1% к прошлому году. За этим ростом стоит огромная работа всей команды и, конечно, нашего инженерного комплекса «Аэрофлот Техникс» – крупнейшего сервисного предприятия в России и Восточной Европе. Безусловно, поддержание флота «на крыле» потребовало значимых инвестиций. Вместе с инвестициями в переход на российское программное обеспечение и формирование запасов запчастей Группа потратила за год около 92 млрд рублей.

Именно поэтому достижение таких результатов и получение материальной чистой прибыли и ее дальнейшее поддержание в условиях растущих расходов на керосин, аэропортовые сборы и персонал особенно важны, так как это является необходимостью при капиталоемкой модели для обеспечения российского рынка перевозок необходимым емкостным предложением»

Аэрофлот МСФО 2024г: выручка ₽856,7 млрд (+40% г/г), прибыль ₽55,02 млрд против убытка в ₽14,02 млрд годом ранее, 4кв: выручка ₽220,2 млрд (+28,7% г/г), убыток ₽4,9 млрд

Выручка Группы «Аэрофлот» за 2024 год выросла на 40,0% по сравнению с 2023 годом и составила 856 785 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 41,5%, до 797 838 млн руб., что связано преимущественно с ростом пассажирооборота. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 37,4%, до 34 511 млн руб., в том числе на фоне роста грузооборота на 18,0%. Прочая выручка увеличилась на 14,0%, до 17 805 млн руб. В четвертом квартале Группа «Аэрофлот» сохраняла высокие темпы роста выручки на уровне 28,7% благодаря регулярному сегменту и грузовым перевозкам. Снижение в чартерном сегменте связано с переводом части рейсов в регулярную программу.

Операционные расходы за исключением прочих расходов/доходов увеличились на 27,3% по сравнению с прошлым годом, до 745 545 млн руб. Расходы выросли на фоне расширения производственной программы и увеличения провозных емкостей (кресло-километров) на 18,0%. Отмечается рост по всем основным статьям затрат, кроме расходов на амортизацию, в том числе на топливо, аэропортовые сборы, оплату труда, а также на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг в цепочке поставок. В четвертом квартале динамика основных статей затрат сопоставима с годовой и определялась факторами, указанными ниже.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 38,6%, или 84 705 млн руб., по сравнению с прошлым годом и составили 303 877 млн руб. на фоне роста объемов перевозок. Стоимость тонны авиакеросина выросла на 15,0%. Рост расходов на керосин частично компенсирован выплатами по топливному демпферу, который сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива. В четвертом квартале отмечается сокращение выплат по демпферу на фоне снижения экспортной цены, выплаты сократились на 42,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 9 547 млн руб. При этом по году общие выплаты по демпферу составили 44 640 млн руб., снизившись только на 12,9%. Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 32,2% по сравнению с 2023 годом и составили 149 216 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен расширением программы полетов и повышением тарифов аэропортов, в том числе прошедших реконструкцию.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 15,8% по сравнению с 2023 годом, до 114 538 млн руб., что связано преимущественно с восстановлением резерва перед возвратом по воздушным судам, по которым в 2023 году завершен процесс урегулирования отношений с иностранными арендодателями, и снижением в результате базы для амортизации. Данный эффект полностью исчерпывает свое влияние по результатам 2024 года.

Расходы на оплату труда составили 99 848 млн руб., увеличившись на 28,9% по сравнению с прошлым годом на фоне роста производственной программы и инициатив по улучшению условий труда сотрудников.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом, до 57 097 млн руб. Значительный рост, с одной стороны, связан с низкой базой 2023 года, когда в связи с формированием новых логистических цепочек поставок комплектующих отмечалось сокращение расходов по сравнению с нормализованным уровнем, а с другой – со значительным ростом стоимости комплектующих. Рост также связан с актуализацией подхода к классификации запасных частей в качестве основных средств, что привело к увеличению расходов на техническое обслуживание, включая расходные запасные части, отражаемых в отчете о прибыли или убытке и сокращению капитализации ремонтов (платежей, которые отражаются в инвестиционном денежном потоке). Поддержание летной годности и безопасности полетов является ключевым 4 и безусловным приоритетом Группы «Аэрофлот», в связи с чем Группа продолжит осуществлять техническое обслуживание воздушных судов вне зависимости от его стоимости.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 25,3% по сравнению с 2023 годом и составили 16 108 млн руб. в связи с ростом расходов на агентов на фоне увеличения объемов перевозок, инициатив по продвижению бренда, а также рекламных услуг для продвижения новых направлений после значительного сокращения затрат на рекламу в предыдущие годы.

Расходы на средства связи выросли на 21,1% по сравнению с прошлым годом, до 4 861 млн руб., после существенного снижения годом ранее. Увеличение расходов связано преимущественно с ростом объема перевозок и платежей системы бронирования на фоне роста пассажиропотока Группы на 16,8% по сравнению с 2023 годом.

Операционные расходы в 2024 году выросли на 76,1% по сравнению с 2023 годом, до 757 248 млн руб. Значимое влияние оказало отсутствие в четвертом квартале 2024 года прочих доходов, прежде всего неденежных, в частности по результатам страхового урегулирования, которое проводилось в четвертом квартале 2023 года, а также начисление ряда резервов под ожидаемые кредитные убытки в отчетном периоде при сокращении демпфера по сравнению аналогичным периодом 2023 года. В связи со значительными неденежными доходами по страховому урегулированию в 2023 году, в том числе в четвертом квартале, аналитическое сравнение показателей общих операционных расходов не отражает их фактической экономической динамики.

По статье «Прочие расходы/доходы, нетто» получен убыток в размере 11 703 млн руб. по сравнению с доходом 155 885 млн руб. в прошлом году. В данной статье учитываются доходы по топливному демпферу и возврат акциза за авиаГСМ, а также отражен положительный эффект от сделок страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями по семи воздушным судам. Положительный эффект на операционные расходы в размере 8 759 млн руб. за 2024 год, сформированный в первом квартале, возникает в результате превышения списанных обязательств по аренде, резервов на ремонты перед возвратом и кредиторской задолженности над остаточной стоимостью активов в форме права пользования. Положительный эффект от сделок страхового урегулирования на операционные расходы за 2023 год составлял 135 043 млн руб. В 2024 году в составе расходов отражено начисление резерва под ожидаемые кредитные убытки в отношении финансовых активов по договорам аренды и ряд других резервов в сумме 32 277 млн руб., которые носят единоразовый характер.

Показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) в результате влияния вышеуказанных факторов за 2024 год составил 214 075 млн руб. Скорректированный на эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, создание резервов под ожидаемые кредитные убытки и другие единоразовые эффекты показатель EBITDA составил 237 593 млн руб.

Чистая прибыль Группы «Аэрофлот» за 2024 год составила 55 020 млн руб. против убытка 14 021 млн руб. в 2023 году. При этом оба показателя содержат эффект курсовой переоценки, а также ряд других единоразовых эффектов. Чистая прибыль 2024 года содержит эффект отрицательной валютной переоценки в размере 14 539 млн руб., положительный единоразовый нетто-эффект страхового урегулирования в размере 3 954 млн руб., а также ряд других эффектов в нетто размере 1 370 млн руб.

Скорректированная чистая прибыль Группы «Аэрофлот» за 2024 год составила 64 235 млн руб. против скорректированного убытка 1 025 млн руб. в 2023 году. По итогам четвертого квартала 2024 года чистый убыток составил 4 916 млн руб. против прибыли 97 301 млн руб. за аналогичный период прошлого года. Скорректированная на эффект курсовой переоценки и другие единоразовые эффекты чистая прибыль в четвертом квартале 2024 года составила 10 298 млн руб. против скорректированной прибыли 9 823 млн руб. за четвертый квартал 2023 года.

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2024 года снизился на 5,9% по сравнению с 31 декабря 2023 года, до 703 527 млн руб., в связи с погашениями кредитов и займов. Задолженность по кредитам и займам снизилась на 42,1%. При этом сумма кредитной задолженности (банковский долг и задолженность по облигациям) снизилась на 49,3%, до 44 693 млн руб.

Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций снизился на 10,0% по сравнению с 31 декабря 2023 года и составил 105 436 млн руб. в связи с погашениями кредитов и займов, а также с реализацией программы капитальных вложений, связанной с ремонтами воздушных судов и цифровой трансформацией.

Чистый долг на 31 декабря 2024 года составил 598 091 млн руб., что ниже показателя на 31 декабря 2023 года на 5,2%.

Кредитный профиль и кредитные рейтинги ПАО «Аэрофлот» улучшились в 2024 году. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в апреле повысило кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» сразу на две ступени до ruAA, прогноз стабильный, подтвердив данный рейтинг в ноябре. В июле ПАО «Аэрофлот» впервые получило рейтинг от агентства «АКРА», также на уровне АА(RU), прогноз стабильный.

ir.aeroflot.ru/ru/reporting/financial-results/ifrs/

теги блога Nordstream

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн