Новости рынков
◾ Падение цен на нефть позволяет перевозить российскую сырую нефть на танкерах, принадлежащих западным компаниям и застрахованных ими, что способствует ужесточению рынка для этих судов в Атлантическом бассейне.
◾ Цены на нефть упали с тех пор, как президент Дональд Трамп ввел масштабные пошлины для торговых партнеров США в начале этого месяца. Это привело к тому, что ключевой сорт российской нефти Urals оказался значительно ниже ценового предела в $60 за баррель, который западные державы установили в ответ на конфликт в Украине.
◾ Когда цены превышали этот порог, российскую нефть нельзя было перевозить на танкерах, принадлежащих западным компаниям, застрахованных или использующих другие услуги, предоставляемые западными компаниями. Это вынуждало Россию перевозить нефть в основном на старых судах, принадлежащих малоизвестным компаниям, базирующимся в юрисдикциях, далеких от досягаемости западных властей, и часто имеющих некачественную страховку.
◾ Этот так называемый теневой флот перевозил большую часть российского экспорта сырой нефти с момента введения ценового предела в декабре 2022 года. Наряду с собственными судами России, он по-прежнему перевозит почти весь экспорт из тихоокеанских и арктических портов Москвы. Но картина меняется на ключевых выходах в Балтийском и Черном морях.
◾ Обычно Россия отгружает 60–70 партий сырой нефти в месяц из своих портов на Балтике и Черном море, а доля перевозок на западных или застрахованных танкерами резко возросла на фоне падения цен на нефть, достигнув 43% от числа судов, которые уже загружены или забронированы для загрузки в этом месяце.
◾ Это выше, чем примерно на 30% в первые три месяца года, когда цены на сырую нефть были гораздо ближе к отметке в 60 долларов.
◾ Цены на нефть марки Urals были ниже или близки к порогу в $60 с конца января, прежде чем резко упасть вместе с международными ориентирами в первые дни апреля. Это сопровождалось ростом числа судов, принадлежащих западным компаниям или использующих страховку, предоставляемую через базирующуюся в Лондоне Международную группу страховщиков.
◾ Растущее использование западных судов для перевозки российских грузов помогает ужесточить рынок для этих судов в Атлантике, по словам людей, осведомленных о ситуации, которые попросили не называть их имен, поскольку они не уполномочены обсуждать этот вопрос публично. Поскольку все больше судов было перенаправлено в Балтийское и Черное моря, ставки на доставку американской сырой нефти в Европу резко выросли в прошлом месяце, достигнув около $4,60 за транспортируемый баррель, что на 50% больше, чем месяц назад. А ставки на транспортировку колумбийской нефти в Техас выросли на 85% за тот же период, достигнув пика около $3,10 на этой неделе.
◾ Покупки старых судов владельцами теневого флота уже вывели несколько сотен судов с обычного мирового рынка, в то время как растущий экспорт казахстанской нефти сорта КТК из Черного моря еще больше увеличил спрос. Поставки взлетели до 1,7 млн баррелей в день в феврале и оставались на этом уровне в прошлом месяце. Это увеличило спрос на танкеры примерно на четыре судна каждый месяц. И с учетом того, что все больше этой сырой нефти отправляется в дальние плавания в Азию — 28% в феврале и марте по сравнению с всего лишь 5% в декабре — эти суда остаются в строю дольше.
www.bloomberg.com/news/articles/2025-04-11/russian-oil-shipments-shift-to-western-tankers-amid-price-slump