Крупнейшие российские производители стали опубликовали операционные результаты по итогам 2кв. и 1 полугодия 2019г., которые можно назвать умеренно негативными. Характерной тенденций стало увеличение поставок на внутренний рынок и снижение объемов экспорта. Также сказалась сезонность. Компании в своих отчетах отметили начало строительного сезона в РФ в качестве основного фактора для роста продаж сортового проката. В тоже время продажи других видов стальной продукции сократились, либо показали незначительный рост. С точки зрения объемов производства, на результаты повлияла приостановка на капитальный ремонт мощностей отдельных компаний, в частности, НЛМК. Ценовая конъюнктура, в целом, была благоприятной: цены выросли относительно 1кв., но по-прежнему остаются ниже уровня 2018г.
На наш взгляд, заслуживает внимание факт переориентации производителей на внутренний рынок, что за счет увеличения предложения может придавить цены, поэтому мы осторожно смотрим на третий квартал. В тоже время операционные данные позволяют рассчитывать на нейтральные финансовые результаты второго квартала. Наиболее уязвимо может выглядеть позиция НЛМК не только из-за снижения продаж, но и своего фокуса помимо РФ на рынки ЕС и США, где наблюдается падение цен на конечную продукцию.
Антонов Роман
Промсвязьбанк
Ключевые факторы
Производство: Наибольшее снижение производства стали во втором квартале ожидаемо показал НЛМК (-5% кв./кв.) на фоне проведения ремонтов в доменном и конвекторном производстве на липецкой площадке. Северсталь (0%) и ММК (-0,5%) выразительную динамику не показали. Подобная ситуация наблюдается и по данным за 1П 2019г.: НЛМК (-6% г/г), ММК (+0,4%), Северсталь (+1%). Здесь рост стал возможен благодаря улучшению производительности, повышению эффективности и качества сырья.
Продажи: Из-за снижения производства и реализации товарных слябов и сортовой заготовки во втором квартале просели консолидированные продажи НЛМК (-7% кв./кв.), но благодаря росту спроса на готовый прокат на российском рынке, а также реализации запасов, продажи по итогам 1П выросли на 4% г/г. Продажи стальной продукции Северстали (дивизион «Российская сталь») во 2кв. оказались на уровне 1кв., а по итогам 1П снизились на 1% г/г.
Немногим лучше выглядит ситуация с продажами товарной металлопродукции ММК, которые во 2кв. выросли на 2,7% и по итогам 1П снизились на 0,7%. Тенденцией стало увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью у ММК и Северстали, которая во 2кв. возросла до 49,9% и 46% соответственно, что стало возможным из-за снижения объемов полуфабрикатов и горячекатаной продукции.
С точки зрения структуры, наибольший рост показал сортовой прокат, продажи которого во 2кв. увеличились на 14% у Северстали, на 9,9% у ММК и на 7% у НЛМК, что обусловлено спросом со стороны строительного сектора. На низком уровне во 2кв. остались отгрузки г/к проката и х/к проката, что указывает на слабый спрос на стальную продукцию.
Во 2кв. произошло перераспределение потоков продукции, где акцент был сделан, в основном, на внутренний рынок. Наиболее заметно это в результатах НЛМК, где экспортные продажи во 2кв. упали на 40% кв./кв. и на 26% к АППГ. Серьезно увеличение показали именно поставки на российский рынок: рост на 17% во 2кв. и на 15% за 1П., что может быть связано с сезонным спросом на готовую продукцию и заготовку в России, в США продажи снизились на фоне падения спроса на горячекатанный прокат и увеличения производства внутри страны. Таким образом, доля продаж на локальных рынках Группы НЛМК возросла до максимальных 71%. С 65% до 70% увеличилась доля России в структуре продаж Северстали, что подтверждает привлекательность внутреннего рынка в середине года. Рынок России остается доминирующим и для ММК, где экспорт во 2кв. снизился на 1,5% кв./кв. и на 47,2% г/г. за 6 мес. 2019г.
Рост доли внутренних поставок в структуре продаж крупных российских сталелитейных компаний может привести к росту конкуренции, что в свою очередь окажет давление на цены внутри РФ и ограничит возможности небольших предприятий.
Ценовая конъюнктура. Мировые цены на сталь остаются ниже уровня 2018г., что связано с рекордно высокими объемами выплавки в Китае, а также с превышением предложения над спросом в США из-за снятия тарифных ограничений с Мексики и Канады. В ЕС цены на плоский прокат в долларовом выражении находятся под давлением слабого спроса, что привело к снижению производства рядом предприятий. Что же касается российских компаний, то, в частности, цены на продукцию Северстали относительно предыдущего квартала показали рост в пределах 6-9%, где наибольший рост был в сегменте сортового проката. Если сравнивать средние показатели за полгода, то котировки ниже в среднем на 6-12%.