Alibaba и сорок инвесторов… Накануне на рынках появилась новость о том, что государственное управление рыночного регулирования Китая объявило о начале антимонопольного расследования в отношении компании Alibaba. Регулятор заявил, что изучает практику Alibaba «выбрать одно из двух», которая требует от деловых партнеров не работать с ее конкурентами.
Центробанк Китая, в свою очередь, сообщил о том, что собирается провести встречу с представителями «дочки» Alibaba — Ant Group. Этой компании принадлежит крупнейший в КНР платежный сервис Alipay. Власти Китая также рекомендовали главе Alibaba Group Джеку Ма не покидать страну. Издание также отметило, что предприниматель после остановки IPO Ant Group ни разу не выступал на публике.
Попытаемся ответить на вопрос, насколько обоснованны претензии антимонопольного регулятора к Alibaba?
Когда мы говорим о том, что политика принуждает деловых партнеров Alibaba с ней не работать, не очень понятно, кто осуществляет какие-то реальные действия по принуждению. В данном случае, как бы это крамольно ни звучало, но это проблемы не Alibaba, а ее конкурентов, если у них менее выгодные контракты.
Второй момент: напомним, в ноябре финтех подразделение Alibaba — Ant Group — хотело провести IPO. Но за два дня до размещения появилась новость, что IPO отложено на неопределенный срок. Планировалось, что это будет крупнейшее IPO за всю историю мировых рынков. Понятно, что в этом случае доля рынка, которая могла бы быть у Alibaba после такого IPO, существенно бы выросла. Возможно, уже тогда китайский регулятор понял, что нужно немного притормозить. Скорее всего, все-таки Китай не будет «рубить сук, на котором сидит», потому что Alibaba — это один из крупнейших налогоплательщиков в китайский бюджет, один из крупнейших интернет-магазинов мира.
Своими собственными руками ограничивать приток капитала через Гонконгскую биржу и даже через американскую биржу китайские регуляторы не будут. Возможно, это сделано в качестве такого предостережения для Alibaba, чтобы в будущем они давали возможность развиваться каким-то другим компаниям в отрасли и снижали зависимость китайского сектора интернет-торговли от какого-то одного игрока, пусть даже такого устойчивого и крупного.
Абелев Олег
ИК «Риком-Траст»