Акции Tesla просели в понедельник (-8%) на новостях о том, что конкурирующая китайская Nio с 2022 года переведет весь свой модельный ряд на новейшие чипы Orin от Nvidia. Эти устройства отвечают за самую сложную часть программной начинки электромобилей – автопилотирование. Каждая отдельная микросхема Orin способна обрабатывать до 254 трлн операций в секунду, а в блоке из четырех рабочих устройство – свыше 1 квадриллиона (более 1000 трлн) операций, что сопоставимо с реакцией человеческого мозга. Для сравнения, чип собственной разработки Tesla под названием FSD Computer, являясь на данный момент самым совершенным автопилотом, выдает лишь 144 трлн операций в секунду.
Кроме Nio в последние дни о желании закупать у Nvidia «железо» для бортовых компьютеров заявили и другие китайские производители, прямо или косвенно конкурирующие с Tesla. В частности, Li Auto и Xpeng. Новая технология теоретически дает существенное конкурентное преимущество, что и привело к распродаже бумаг корпорации Илона Маска. Однако уже во вторник на премаркете акции Tesla двинулись вверх на 3% ближе к своим недавно достигнутым пикам (на предыдущей неделе они стоили более $880 за штуку). Поводом для отката стала новость о том, что модель Y в Китае будет продаваться за $52,4 тыс., что на 10% ниже стоимости премиальных Mercedes, BMW и Audi, собираемых в самом Китае. Иначе говоря, компании впервые удалось выставить цену за свой самый дорогой электрокар ниже, чем стоят бензиновые ланшери-автомобили схожего класса и комплектации.
Два перечисленных выше события не противоречат друг другу. Tesla следует стратегии, которая может сделать ее первым в истории массовым производителем электрокаров, в то время как китайские компании пока стремятся поглотить только премиальный спрос. В сумме китайские бренды за прошлый год произвели примерно столько же электрокаров, сколько одна Tesla на местном рынке – около 150 тысяч единиц. В 2021 году они планируют удвоит объемы, но у Tesla еще более амбициозный план – выйти на 500 тысяч в одном только Китае.
Емельянов Валерий
ИК «Фридом Финанс»
При этом все четверо, скорее всего, достигнут своих значений, поскольку в декабре власти Китая продлили программу субсидирования производства электромобилей. Страна рассчитывает перевести 20% автопрома на экологически чистые двигатели к 2025 году против 5% имеющихся сейчас (около 2 млн штук). На этом рынке места хватит всем действующим игрокам, включая Tesla, Nio, BMW и представителей других брендов, что позитивно для акций всех тех компаний, которые поставляют электрокары и гибриды в КНР.
Раньше электрокарами называли промышленные погрузчики на заводах. В странах СЭВ их в массовом количестве производили в Болгарии, например.
Электрокары уже давно производятся.