Рецензии на книги
В фильме «Кто убил BlackBerry?» (рекомендую к просмотру), когда гики-разработчики приходят в компанию, чтобы предложить им свой стартап, происходит такой диалог:
— Представьте: пейджер, телефон, электронная почта. Всё в одном устройстве. Мы назвали его Pocket Link.
— Так, слушайте. Мы здесь таким не занимаемся. У нас коммерческая
производственная компания… И придумайте название получше.
«Придумайте название получше», а уже через несколько минут в сюжете фильма показано, что они придумали название «BlackBerry», которое впоследствии стало нарицательным. В свое время «BlackBerry» был самым популярным телефоном на планете.
Кто же придумал это название?
Случайно узнал эту историю из книги Алекса Френкеля «Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом». Автор специально провел расследование в поисках того, как зарождалось имя этого бренда. Нам может этого пока еще не понять, но в мире существуют компании, задача, которых только и состоит в том, чтобы придумывать имена брендов. На этом они зарабатывают миллионы долларов. Это к вопросу, что можно ли заработать своим умом. Придумывайте слова!
Имя «BlackBerry» придумала компания Lexicon. Этой же фирме принадлежит авторство культового слова: «Pentium». Вы помните те времена? )
«В 1993 г. Lexicon создала имя Pentium (от лат. pente) для чипа пятого поколения; окончание слова аналогично названиям химических элементов (например, vanadium). Андрей Чайкин, специалист по неймингу — фрилансер (он не участвовал в процессе создания данного названия), сказал мне, что это одно из его самых любимых имен: «Pentium… Pentuim! Великое слово! Оно словно включает мозги».
Вот какие имена были предложены Lexicon для нового телефона:
«...AirWire, Badge, Banjo, Banter, BlackBerry, Cera, Cielo, Combio, ComTop, Cyphra, Dyrex, eBox, eTop, Evex, GamePlan, Geode, Grip, Hula, IntraTop, LiveRide, Mica, MiniTop, Nemo, OutRigger, Photon, Pouch, Reon, Riff, Ryto, Slide, Sling, Tailwind, Tecton, TelTop, Transilion, Transite, Veon, Verb, Vion, Vuant, Waterfall, Wheels и WorldTop...
Когда в апреле 1998 г. Верезак еще раз посетил Lexicon, ему было предложено около 75 названий на черно-белых карточках. Он сразу же выбрал слово blackberry, причем одна из первых мыслей у него была следующая: „Такой ягоды нет!“ (в Канаде ежевика известна под названием loganberry). Идея искусственного плода заинтриговала его. Он представил себе, что это будет маленький плод, который легко умещается на ладони.
А потом эту «ягоду» убило «яблоко». )
Книга Алекса Френкеля «Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом» рассказывает также о том, как создавались такие имена как Porsche Cayenne и Viagra.
Виагра — мощное же слово! Но его же нужно было придумать!
Название бренда — залог успеха. Неудивительно, что компании тратят миллионы долларов и месяцы исследований, чтобы подобрать то самое слово.
Если вы будете создавать свою компанию, то уделите ее названию, будущему бренду, как можно больше времени. Это критически важно. Слова многое решают. Согласитесь, что имя Smart-lab (Смартлаб) удачно придумано.
Для того, чтобы понять на каком высоком уровне компании относятся к созданию имен, прочитайте, хотя бы бегло, книгу Алекса Френкеля «Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом».