Книжный магазин сети Республика. Фото: Яндекс.Карты
Больше, чем современный книжный магазин
Компания Вадима Дымова являлась сетью книжных магазинов, но не таких, как, например, “Читай-Город” или “Книжный Лабиринт”. Магазины “Республики” сильно отличаются от классических книжных магазинов. Их формат — подобие творческого пространства с самыми модными новинками книжного дела, эксклюзивными и необычными канцелярскими товарами, а также предметами быта и развлечения (настольными и компьютерными играми, аксессуарами, декоративными предметов и т.д.).
Постепенно сеть зарекомендовала себя как пространство для креативных людей, которые могли бы там не только купить книги, но удовлетворить свои широкие творческие интересы. Книги, на продажи которых ориентировались в Республике, также были с претензией на эксклюзивность — в Республике продаются в основном бизнес- и художественная литература от передовых отечественных и западных книжных домов с сравнительно высоким ценником. В ряде магазинов также были открытые пространства, где посетители могли позаниматься своими делами, а также проводились лекции и встречи с известными людьми.
Концепция магазина и продаваемые товары определяли и целевых покупателей. Для покупок, в Республику шли не за обычными школьными учебниками, массовой художественной или научной литературой и обычными офисными принадлежностями: акцент полностью делался на нишевых и дорогих товарах. Бизнес Республики был преимущественно в офлайне с упором на некнижные товары.
“Хотелось реализовать идею о современном, трендовом весёлом месте. О деньгах я думал в последнюю очередь” — так описывал отношение к бизнесу сам Вадим Дымов, основатель одноименной группы «Дымов» и сети магазинов Республика.
Финансово трудно воплотимая идея
Негативные последствия этой идеи начали публично отражаться еще в 2019 году, когда убыточный бизнес потребовал принятия кадровых решений. Тогда летом, в сети произошла смена руководства: на позицию гендиректора компании пришел Михаил Ахмедов, который до этого был топ-менеджером в нескольких российских ритейлерах. Целью прихода Ахмедова была развитие торговой сети и, главное, улучшение финансовых результатов.
Компания с 2015 года (за исключением 2016 года) получает убыток от основных продаж, который с каждым годом все увеличивался. Основная часть выручки “съедалась” коммерческими расходами Республики, которые находились на уровне 50% от выручки. Итоговую чистую прибыль компания получала в основном за счет прочих доходов (ретроскидок и бонусов от поставщиков, а также других нераскрытых доходов).
Данные отчетов о финансовых результатах ООО «Республика». Составлено на основе данных финансовой отчетности компании
Убыточность компании подтверждают и цифры чистого капитала, который за последние пять лет также находился в отрицательной или близкой к ней зоне. На стороне активов, запасы составляли около 2/3 от баланса на протяжении пяти лет. На стороне пассивов, кредиторская задолженность компании составляла около половины всей выручки и также была сопоставима с ее балансом.
Данные бухгалтерского баланса ООО «Республика». Составлено на основе данных финансовой отчетности компании
Однако улучшения ситуации за 2019 год не произошло: задача роста сети была Ахмедовым решена за счет еще усугубления проблем финансового положения. К началу пандемии компания подошла с еще более крупными проблемами, уже с оборотным капиталом.По словам одного из источников на издательском рынке, еще в январе компания не смогла расплатиться с издателями на сумму около 150 млн рублей.
В период пандемии, когда все магазины компании были закрытыми, компания попала в еще более затруднительное положение. В начале лета компания объявила о закрытии части магазинов, в частности, полный уход компании с рынка Санкт-Петербурга. Не очень развитые в Республике онлайн-каналы продаж не смогли компенсировать полное отсутствие выручки в офлайне.
Сложную ситуацию с долговыми обязательствами можно было откладывать до момента снятия ограничений для того, чтобы ориентироваться на новые реалии спроса и постепенно выходить из кризиса. Однако летом 2020 года трафик в магазинах не превышал 60% от уровня 2019 года, а осенью начал падать до 50%. Разумеется, о позитивном решении проблемы долга в таком раскладе речь не идти не могла.
В октябре компании предъявили восемь исков о банкротстве на сумму 15 млн. рублей, а в конце месяца уже сама компания подала иск о признании себя банкротом. Дальнейшее развитие бренда Республика теперь зависит от того, захотят ли кредиторы признать торговую марку как часть имущества компании и использовать ее дальше.
Выводы
Бизнес-модель, создававшаяся как реализация мечты ее основателя о современном “больше, чем” книжном магазине, в финансовом плане была очень далека от реальности. Сделать компанию прибыльной при не очень высоком спросе на такой тип товаров и книг с несоизмеримо большими расходами на ведение бизнеса — трудная задача, даже в режиме нормального функционирования экономики. Пандемия попросту стала финальной точкой, когда финансовые проблемы уже нельзя было решить иначе, чем через банкротство. Слабая стратегия продаж и ошибки менеджмента в управлении бизнесом сыграли свою роль.
Из этой истории можно извлечь уроки, которые будут полезными и для других непродуктовых ритейлеров.
Напоследок, хочется выделить и традиционный вывод для историй банкротств и дефолтов — критические проблемы в компании становятся заментыми сильно заранее, чем реальная декларация проблем.
Автор: Илья Григорьев
Зачем им нужна целая книжная сеть?
Поэтому акции Твиттера и Фейсбука растут, а книжные сети — закрываются.
Так как у интернет-магазинов практически нет расходов (издание книг и т.п.), то маржа получается намного больше чем у стандартных магазинов + нет расходов на доставку.
А поколение Твиттера и Фейсбука если что, читает больше чем поколение Y.
читать и получать выгоду от прочитанного — не одно и тоже.
карнеги был прав — про дождевых червей написаны тысячи книг, про межличностные отношения — с гулькин нос
вот об этом и речь.
и в школе грызут войну и мир вместо того чтобы изучать психологию.
что мот мне даст толстой? понимание анекдотов про ржевского ?
согласен.
оно оакое дифференцирование при любой власти было.
и будет
Это магазин подарков. Не серьезная литература, прикольные настольки, не такие уж убогие термокружки. я там покупал Beer-шампунь с бородатым мужиком на этикетке
и ежели главное рассказать забыли
значит были обречены