Решили сделать пост с ответами на основные вопросы инвесторов. Он будет закреплён в оглавлении блога и будет регулярно пополняться. Предложения по добавлению вопросов пишите в комментариях, и если ваш вопрос не уникальный и нам его задают очень часто, то ответ на него с высокой долей вероятности появится в этом посте.
Вкратце о том, что MUST предлагает инвесторам можно прочитать в одном из наших постов на Смартлабе, а здесь о том, что нами движет, как расшифровывается название и для чего мы в целом создали MUST. Детали всех расчетов, в том числе анализ рынков, RoadMap продуктов и многое другое можно увидеть в финмодели.
Кроме того, 10 октября в 19:00 мы в прямом эфире поговорим на тему инвестиций в IT с главным редактором Finversia Яном Артом и обсудим:
В каком сегменте рынка грузоперевозок работает MUST?
MUST сфокусирован на сегменте грузоперевозок автомобильным транспортом, а точнее на расходах автопарков на эксплуатацию грузовиков полной массой свыше 3,5 тонн.
Кто ваш целевой клиент?
Владелец автопарка из 30-700 автомобилей. Не важно оказывает он транспортные услуги или перевозит собственные грузы, главное — у него есть два актива: водитель и грузовик. Например, помимо грузоперевозчиков, нашими потенциальными клиентами являются МУПы и ГУПы, которые убирают и чистят города или дорожно-строительные компании. Все остальные участники рынка для нас в первую очередь потенциальные партнеры, в сотрудничестве с которыми мы можем создавать сервисы для владельца автопарка.
Что вы продаёте клиенту и за сколько?
Мы разрабатываем сервисы, которые позволяют предприятиям сократить четыре основных статьи расходов: лизинг, топливо, водители и страхование. На них приходится около 84% расходов на эксплуатацию автопарка. Именно сокращение расходов и, как следствие, повышение эффективности бизнеса это и есть та ценность, которую мы продаём. В обмен мы получаем часть сэкономленной суммы в качестве комиссии и повышение безопасности грузоперевозок на рынке. Например, с проданного полиса ОСАГО стоимостью около 20 000 MUST получает 15% комиссии или ₽3000.
Каков объём рынка?
Несмотря на то, что мы видим перспективы зарубежной экспансии, все финансовые ориентиры мы даём по российскому рынку. Объём рынка рассчитан самым простым и одновременно надёжным способом. В России эксплуатируется 2 млн грузовиков полной массой свыше 3,5 тонн. Зарабатывать на каждом из них MUST может минимум ₽60 тыс. в год. Умножаем 2 млн. грузовиков на 60 тыс. выручки с каждого и получаем ₽120 млрд. Мы намерены занять 3-5% рынка, что соответствует выручке ₽4-6 млрд.
Какие сервисы платформы MUST уже разработаны, а какие планируется сделать?
В настоящий момент работает и успешно развивается онлайн-сервис покупки страховых полисов для грузовиков Е-ОСАГО. Особенность сервиса в том, что за счёт нашего скоринга полис получается одновременно дешевле для страхователя и прибыльней для страховщика. Для MUST Е-ОСАГО это не только комиссия, но и бесплатное пополнение базы клиентов и возможность кросс-продажи им других сервисов. Кроме того, Е-ОСАГО стал основой для совместного предприятия с «Камазом», которое открывает MUST доступ 1 000 000 грузовиков автоконцерна. Также в разработке находятся сервисы страхования груза, ответственности перевозчика и страхование водителя от несчастных случаев.
К коммерческому запуску готовится сервис для проверки, подбора и найма водителей ProDrive. В дальнейшем в нём появится также аутстаффинг водителей. Проверка водителя стоит ₽250, а подбор и найм одного водителя — ₽25 000. Сейчас сервис активно тестируется в рамках закрытых пилотов с крупными компаниями. О запуске такого пилота с «Газпромнефтью» мы недавно писали на Сматрлабе. «Газпром нефть» это 3000 грузовиков, которые могут принести минимум ₽180 млн выручки. В следующем году выкатим этот продукт на масс-маркет и он станет доступен всем желающим. Также этот сервис уже доступен для наших инвесторов, которые являются автотранспортными предприятиями.
В планах также сервис факторинга топлива, скоринг для целей лизинга, похожий на тот, что уже сделан для ОСАГО. Кроме того, мы перезапустим маркетплейс для покупки и продажи грузовиков, с создания которого в 2017 году началась история MUST.