☝️Продолжаем серию постов, посвященную крупнейшей в стране логистической артерии – Северному морскому пути. Сегодня немного порассуждаем о роли СМП в российской экономике и том, сможет ли маршрут стать альтернативой Суэцкому каналу.
🔍Даже при беглом изучении географических карт становится ясно, что Северный морской путь (СМП) выгоднее для доставки грузов из Европы в Азию, чем Суэцкий канал. Так, длина маршрута из Мурманска в Йокогаму (крупнейший портовый город Японии) по СМП равна 10 680 км, а через Суэцкий канал — 23 780 км (в 2,2 раза больше). А срок транспортировки составляет 14–23 дня и 30–35 дней соответственно. Почему же тогда в 2024 году доля СМП в мировом морском грузопотоке составила около 0,3%? При том, что аналогичный показатель Суэцкого канала в общемировых перевозках равен 10%, а в контейнерных 22%. Попробуем разобраться.
💡
Ограничения и вызовы, препятствующие трансформации СМП в глобальный торговый маршрут
🔹
Сезонность судоходства: в большинстве случаев СМП открыт только летом и осенью. Круглогодичная навигация возможна только с ледокольным сопровождением.
🔹
Непредсказуемые погодные условия. Например, в 2021 году из-за резкого ухудшения ледовой обстановки на маршруте застряли 18 судов.
🔹
Страховые риски: страховка рейсов через Арктику обходится дороже, чем по традиционным маршрутам.
🔹
Недостаточно развитая инфраструктура маршрута: нехватка портов, аварийно-спасательных судов, отсутствует надежная система связи (морские системы спутниковой интернет-связи не работают выше 70-й параллели северной широты, а иностранные суда, проводившие пробные рейсы по маршруту, выяснили, что там не работает спутниковая связь).
🔹
Медицинское сопровождение экипажей: на протяжении транспортной артерии нет медицинских организаций, способных при необходимости оказать квалифицированную помощь, в том числе первичную.
💡
Что нужно для того, чтобы Севморпуть стал полноценной международной транспортной магистралью?
Трансформация СМП в международный транспортный маршрут – достаточно амбициозная цель. Эффективной мерой может стать снижение стоимости ледовой проводки – о такой необходимости в 2024 г. заявил президент Владимир Путин. Пока же основные перспективы Севморпути связаны с экспортом российских углеводородов и металлов, а не с глобальной торговлей. Российские компании в последние годы активно осваивают северный маршрут. Например, Норникель в 2024 году использовал СМП для перевозки 1,6 млн тонн своих грузов. В планах компании в 2028-2030 годах увеличить эту цифру до 3 млн тонн.
💡
Кто первым купит абонемент на Ледовитый экспресс?
Полноценная конкуренция Северного морского пути с Суэцким каналом возможна только при значительных инвестициях, развитии ледокольного флота и увеличении интереса к СМП со стороны азиатских стран. В краткосрочной перспективе СМП не сможет заменить Суэцкий канал из-за сезонности маршрута, высоких транспортных затрат и ограниченной инфраструктуры. В долгосрочной перспективе, по мнению экспертов, возможен рост доли международных перевозок по Севморпути до 10% от общего объема. Однако востребованность маршрута для международной торговли не будет решающим фактором для реализации планов развития СМП. Северный морской путь будет модернизироваться в любой геополитической ситуации, прежде всего для транзита отечественного сырья внутри страны и на азиатские рынки. А зарубежные компании, которые за это время успеют первыми начать транспортировку по маршруту, смогут значительно оптимизировать свои логистические затраты за счет экспресс-перевозок. Пример – первый Арктический «Экспресс СМП №1» для доставки грузов в Китай, который является самым коротким мультимодальным путем из Европы в Азию.