🔍Динамика цен на палладий с начала 2022 г. демонстрировала значительную волатильность. Если еще в марте на фоне нарастания опасений из-за геополитического кризиса цена на металл взлетела до абсолютного исторического максимума в 3,177 долл. США/тр. унцию., то уже к концу года опустилась ниже психологической отметки в 2,000 $/унц. С начала текущего года цена на металл просела примерно на 30% до 1,200 $/унц. – минимального значения с 2017 г.
Из факторов, повлиявших на падение цены металла, мы выделяем слабую конъюнктуру авторынка Китая, США и Западной Европы, распродажу потребительских запасов в первую очередь автопроизводителями и производителями каталитических систем, спекулятивных действий (закрытие длинных и/или открытие коротких позиций), а также ухудшающиеся прогнозы по денежно-кредитной политике в Европе и США.
🔹Насколько текущие ценовые уровни комфортны для производителей и устойчивы в среднесрочной перспективе
Стремительное падение цен на палладий привело к тому, что североамериканские проекты по добыче платиноидов, отличающиеся высокой себестоимостью добычи и относительно высоким содержанием палладия в корзине МПГ, стали нерентабельны на текущих ценовых уровнях и оказались под угрозой закрытия в среднесрочной перспективе.
Маржинальность южноафриканских проектов в последние годы была поддержана высокой ценой на родий, которая, вслед за палладием, также претерпела значительную коррекцию. Однако, стремительная девальвация южноафриканского ранда, вызванная укрепляющимся долларом и высокой инфляцией в ЮАР, смягчит эффект снижения цен на МПГ для местных добывающих компаний в краткосрочной перспективе. Это приводит к тому, что угроза закрытия убыточных проектов в ЮАР менее острая, хотя на отдельных «старых» проектах могут быть запущены программы оптимизации расходов.
🔹Насколько вероятна замена палладия
Автомобильная отрасль, на которую приходится более 80% потребления палладия, медленно восстанавливается после потрясений, связанных с пандемией COVID-19 и перебоями в цепочке поставок в 2020—2021 годах. Ожидается, что рынок автомобилей с ДВС (двигателями внутреннего сгорания) по итогам 2023 г. не превысит до-пандемийные уровни (76 млн в 2023 г. vs. 87 млн в 2019 г.). Темпы восстановления ограничиваются не только производственными проблемами, ростом рыночной доли электромобилей где применяется никель, но и замедлением темпов мирового экономического роста и удорожания кредитов. В свою очередь, сокращение разницы в цене между палладием и платиной, введение новых экологических требований снижают аппетит к изменению структуры использования МПГ в автокатализаторах в ближайшем будущем.
🔹Прогноз по рынку палладия
Мы сохраняем осторожно положительный прогноз на текущий год. Рынок сохранит умеренный дефицит. Риски со стороны предложения, такие как проблемы с электроснабжением в ЮАР (вторая страна производитель после России), более низкое производство из вторичных источников, а также окончание процесса оптимизации запасов металла потребителями во 2 полугодии 2023 года, создают поддержку для рынка.
Тут ведь ещё одна проблема возникла — никому не светит зависимость от редкоземельных элементов. Литий, а потом Китай реально всех напугали. Так что все будут искать дешевых решений. Общераспространённых.
Боитесь не успеть? Если это понадобится — успеете. Что толку было бы если бы вы успели к литию? Мы с вами об этом спорили. Будет рост цен? Будет. Но потом.
А в третьих, если Вы всё-таки настаиваете на влиянии авторынка на ценообразование палладия, как Вы прокомментируете это (avg US new car price):
Но это все мелочи, объяснить задним числом можно что угодно. А какой у Вас прогноз цен на палладий в среднесрочной перспективе? Например, BofA’s palladium price forecast for 2025 saw the precious metal trading at $1,564 and falling to $1,497/oz in 2026. Это очень слабо, на мой «экспертный» взгляд.
P.S. Жаль, что Вы не ответили на мой комментарий о стратегическом маркетинге. Это требует немалых вложений, но, видимо, для Ваших мажоритариев это не приоритет.
мы объясняем динамику прежде всего 2022 г. и речь идет о ДВС. Слабость рынка заметна видна в 2021-2022 г., в особенности, если сравнивать с ожидаемыми прогнозами (!), что публиковались в начале каждого года.
В 1П 2023 г +9% г-к-г, при этом мы отметили существование рисков замедления во 2П 2023 г. Если они не реализуются, это будет иметь позитивный эффект. Причина просадки цены в 2023 г. - рост спекулятивных позиции и дестокинг автопроизводителей (см. слайды).
А как связана стоимость авто и цена палладия? Если кратко, очевидные причины удорожания автомобилей также отражены на слайде 2.
ps если не ответили, значит еще вернемся. у нас нет практики игнорировать сообщения, если вопрос задан по делу.
Я очень внимательно читаю ваши публикации, т.к. формирую собственную оценку инвестиционной привлекательности компаний. Рад, что вы повернулись лицом к частным инвесторам. Как вы уже поняли, здесь обитают различные персонажи, которые пишут очень разнообразные комментарии, но во многих из них можно увидеть рациональное зерно. А можно не увидеть.
Если вы перечитаете свой текст, то заметите, что фраза про «слабость» авторынка идет после предложения про обвал цен с начала текущего года. Думаю многие, как и я, решили, что это и есть одно из объяснений текущего падения.
Я только сейчас заметил, что слайд про авторынок взят из презентации результатов за 2022 год. Спасибо, что проделали ретроспективное упражнение по анализу динамики цен с начала 2022 года (хотя мне, как инвестору, больше интересно текущее падение и дальнейший прогноз).
Что показал этот анализ (мое «экспертное» мнение):
1. Анализ спроса и предложения, запасов, динамики авторынка в текущих реалиях бесполезен. Эти слайды можно выкинуть, а тех, кто их создавал, направить на более полезную работу. Ибо всем правят спекулянты. Это и есть основная причина дикой волатильности (а иначе откуда такое падение на дефицитном рынке?). Очень напоминает рынок нефти, где против волатильности восстала ОПЕК (и несколько раз наказала спекулянтов). А у вас как в анекдоте про Наполеона, которого не поприветствовали салютом.
2. Как следствие, Компания не способна прогнозировать цену реализации в каком-то допустимом приближении. При том, что цена вопроса порядка 5 млрд $ выручки в год.
3. Осознав это, что делает компания для снижения волатильности? Или статус-кво всех устраивает? Не хотелось бы, чтобы единственной контрмерой было снижение себестоимости благодаря курсовому эффекту.
Стоимость авто и цена палладия практически никак не связаны, но если вы внимательно прочитаете указанные на слайде причины подорожания автомобилей, то у рядового человека возникнет справедливый вопрос — почему нарушение цепочек поставок полупроводников и дефицит авто у дилеров вызывает рост цен, а нарушение цепочек поставок и дефицит на рынке палладия (согласно вашим оценкам начала этого года) вызывает падение, причем в 3 раза (!)? Видимо, дестокинг.
В общем, все, что написано выше можете воспринимать как придирки человека, который готовил материалы для СД в нескольких крупных компаниях и предвидел «неудобные» вопросы от членов комитета по стратегии.
И всё же хотелось бы увидеть актуальные прогнозы менеджмента.
По основным тезисам
Да, действительно, я ошибся. Я писал про «слайд про авторынок», это третий слайд в вашей публикации. Мы ведь обсуждали «слабость» авторынка, несмотря на его рост в 1П2023. Так вот, правая часть этого слайда (прогноз авторынка) — это информация со слайда 25 презентации результатов 2022 года (я, кстати, не писал про дату публикации, очевидно, что результаты года публикуются в первом квартале следующего) Презентация PowerPoint (nornickel.ru)
Спасибо, ознакомился и вспомнил один важный, на мой взгляд, факт.
В 2022 году LLPM приостановил действие статуса Good Delivery для российских аффинажных заводов.
Прошу уточнить, правильно ли я понимаю, что теперь значительная доля российских PGMs продается с дисконтом относительно рыночных индикативов, т.к. теперь нужен посредник, который сделает переаффинаж в «Good Delivery»? Я не писал, что указанные вами причины не повлияли на рынок автомобилей.
Я писал о том, что тенденции на рынке автомобилей (его динамика и прочее) никак не влияют на ценообразование палладия и 2022 и 2023 год это подтверждают. Эта парадигма больше не работает.