Ниже следует конспект интервью в рамках #smartlabonline, которое мы записали с Русской Аквакультурой и ее генеральным директором Ильей Сосновым 20 апреля 2020 года. Полное видео вы найдете
на youtube.
Самые острые вопросы:
👉
Можем попасть под санкции, вероятность не ноль. Логика санкций непредсказуема. Потихонечку думаем о снижении зависимости от импорта, но сделать всё и сразу невозможно
👉100% малька импортируется сейчас
👉Дивиденды — компетенция совета директоров и акционеров.
Про финальные дивиденды 2020 пока ничего не скажем, дата совета директоров также неизвестна. В див. политике записано, что компания будет стремиться выплачивать 30-50% чистой прибыли МСФО в виде дивидендов при соблюдении ряда условий.
👉Программа обратного выкупа действует, уже выкупили на 500 млн рублей из заявленных 600 млн рублей. Не исключаем, что
программа выкупа будет расширена, в том числе с целью реализации опционной программы поощрения менеджмента
👉
Байбэк не оказывает негативного влияния на ликвидность акций. Free float у компании 14%, рыночная капитализация 27 млрд, получаем объем free float на уровне около 3,5 млрд рублей. Число акционеров компании выросло с 600 до 11 тыс, средний дневной объем 10 млн рублей. Риска для ликвидности нет. Плюс есть 3 млрд рублей облигации, которые торгуются на бирже. Инвесторы могут спокойно лавировать между двумя этими инструментами.
👉Допэмиссия — такая опция есть, но она сейчас не на столе, а в ящике стола. Во-первых, акционеров должна устроить цена, чтобы делать допэмиссию. Надо понимать, зачем нужны эти деньги.
Мы считаем, что текущая структура капитала оптимальна.
Рынок
👉Рынок лосося в России сократился с 2012 года по 2020 год с 150 тыс т поскольку цена на лосось росла быстрее, чем реальные располагаемые доходы населения. Будут расти доходы — будет расти потребление лосося в России. Сейчас постепенно восстанавливается спрос.
👉Объем российского рынка рыбы — 560 млрд руб.
👉Лосось это 50 млрд, из которых 40-45 импорт.
👉Креветки $300 млн, но чтобы их выращивать нужна теплая соленая вода. У нас таких условий нет. в США креветка — это продукт #1, в разы больше чем все остальное.
👉Селедка — дешевый продукт. Мидии рынок 2 млрд рублей.
👉Поэтому лосось — оптимальный выбор для бизнеса. Еще думаем про мидии.
👉
Цена на лосось в России определяется через импортную альтернативу (то есть стоимость импортированного лосося).
👉Конкурент основной — импорт, более 70% лосося в России импортируется (Чили и Фарерские острова). Дикий улов на Дальнем Востоке не конкурирует, т.к. не видим корреляцию между их уловом и ценами на лосось в европейской части. По аквакультуре есть конкурент «Русский Лосось» — но они примерно в 2-2,5 раза меньше, чем РусАква.
👉Можем поставить цену на 100 рублей ниже и увеличить сбыт, но мы так не делаем, акционеры не этого хотят. Наш лосось при той же цене, более свежий. Логистика — наше конкурентное преимущество перед импортом: 2-3 дня и мы на полке. Наша задача — быть более удобными.
👉Основная задача — насытить внутренний рынок. Выходить на экспорт реально.
Главный плюс экспорта — это усиление переговорных позиций на российском рынке, хорошая альтернатива. Экспорт может быть более прибылен из-за цены. Сейчас даже делаем пробные поставки в Японию на десятки тонн, где цена на форель максимальная (+6 евро на кг даже с учетом доставки). Тренируемся, раскачиваем данный канал продаж. Китайский рынок пока закрыт. Но интересен, модель потребления меняется.
👉На рынок ЕС выходить смысла нет из-за большой конкуренции
👉В потреблении лосося присутствует сезонность: да, до 40% объемов продаж приходится на 4 квартал года. Ноябрь — месяц переработчиков, декабрь — месяц ритейлеров. Поэтому стараемся конечно учитывать этот тренд при зарыблении/выращивании рыбы. Но если что-то не успели продать, не беда, в этом году и в 1 квартале хорошо шли продажи. С красной икрой тяжелее, надо продать до нового года. Мы производим 40-45 т красной икры.
Операционные моменты & CAPEX:
👉Способность компании наращивать объемы продаж (выручку) зависят не от рынка, а от способности компании выращивать лосось.
✅Свой малёк (смолт) — это хорошо. Доставлять из Норвегии — дорогая логистика. Сейчас получили статус приоритетного проекта, который подразумевает льготы на капзатраты. Окончательного решения нет, должны сесть и всё подсчитать, когда будут все данные.
👉Наш завод Villa Smolt в Норвегии это был Brown Field проект, там уже была инфраструктура, поэтому капзатраты 1 млрд рублей в 2019.
👉наш российский завод — это будет Green Field, все надо делать с нуля. Вилла Смолт мощность 2-3 тыс кубов, мы думаем о нашем заводе мощностью 10 тыс кубов.
👉
Капзатраты составят 3,5 млрд рублей на 2-3 года.
👉Но нужно решить ряд градостроительных вопросов.
✅Производство икры для малька — тоже есть в долгосрочных планах.
✅Производство на Дальнем Востоке — вопрос прорабатывается. На ДВ есть участок, там ведутся эксперименты, летом этого года будем подводить итоги этого эксперимента.
✅Собственное производство кормов — пока 100% импорт, по собственному проекту считаем экономику. Маржинальность продаж кормов очень низкая, рентабельно становится только если добавить льготы/преференции и т.п.
👉
Запуск бренда INARCTICA — это попытка выходить на конечного потребителя через онлайн каналы продаж.
👉Лосось можно производить на установках замкнутого водоснабжения. Но это дорого. На участок в Баренцевом море мощностью 5-7 тыс т. капзатраты составляют 0,5 млрд рублей, цикл 2 года. (Общая емкость всех участков РусАквы 50 тыс т.) На УВЗ мощностью 5 тыс т (таких вроде еще никто не построил в мире) затраты составят миллиарды рублей и годы строительства. В России нет установок УВЗ > 1000 тонн.
👉
Биологические риски нельзя убрать до нуля.
👉Мы делаем страхование биомассы, даже получали страховые выплаты, отраженные в отчете за 20 год (по Карелии).
👉Развитие инфраструктуры также помогает снижать риск — помогает быстро отследить и забить больную рыбу.
👉Рыба разных поколений разбита по кластерам
ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ
👉Готовы переходить на ежеквартальную отчетность в 2021 году
👉Прогноз продаж 2021 отказались давать, потому что много неопределенности
👉Последняя цифра по биологическим активам — 28 тыс т, та, что есть на конец 2020 года
👉Облигационный займ 3 млрд рублей пошел на текущий капекс
👉Займ по ставке 9,5% дороже на 200-250 пунктов текущих займов, но он без залогов и ковенант, он помогает вести переговоры с банками.
👉Сейчас есть госсубсидирование ставок двух видов — банки дают по сниженной ставке, потом государство компенсирует и прямое субсидирование ставки от государства.
👉Небольшое ослабление рубля даже позитивно, потому что цена лосося на рынке привязана к курсу, а часть наших издержек в рублях. Позитивно до тех пор, пока ослабление рубля не приводит к падению спроса на красную рыбу.
👉
Как взвешивается рыба в воде? Мы знаем сколько малька было высажено в садок, потому что малек проходит через счетчик. Далее мы применяем формулу, которая считает в зависимости от температуры воды и количества корма.
👉Как оценивается биомасса в рублях? Рыба весом более 4 кг оценивается по рынку. Рыба весом менее 4 кг оценивается по себестоимости. Поэтому когда рыба переходит через барьер 4 кг, происходит скачок активов компании по биомассе.
👉На вопрос о том, имеет ли смысл публиковать скорректированную прибыль на неденежные статьи (переоценку биологических активов) Илья Соснов ответил отрицательно. Есть EBITDA, там нет этой переоценки.
АКЦИИ
👉Компания недооценена по отношению к аналогам, мультипликаторы в разы ниже чем у норвежских компаний.
👉Компания ориентирована на рост, поэтому дивиденды — не самое главное, важен баланс между ростом и выплатами. Жесткая див.политика — это квази облигация.
👉Илья Соснов владеет около 1,7% акций компании, менеджменту в сумме принадлежит до 3% акций.
👉За ценой акций следят, что повлияло на рост акций не знают. Видят и читают, что пишут телеграм каналы, но ситуация, когда акции кем-то разгоняются за счет некомпетентных частных инвесторов им не нравится.
Понравился обзор?
хочется побольше интересных нетипичных относительно маленьких компаний (например: СМЗ, ГИТ, НМТП, Телеграф, Завод ДИОД, Красный октябрь и етц) и вопросы направленные на структуру доходов, особенностей производства, ошибки менеджмента и т.д.
СПС за выпуск!
Спасибо, это интересно.
Да, этот формат очень хорош. Особенно, что это всё вынесено в отдельный раздел.
В теорию любую компанию можно вытащить на такую продуктивную беседу ??
Если нет, тогда это может быть хорошим фильтром отношения компании к миноритариям!