Из чего состоят расходы страховой компании?
Для анализа любой компании нужно изучить не только источник её дохода, но и структуру расходов. В этом посте мы подробно рассмотрим основные затраты страховщиков.
I. Страховые выплаты
Основа расходов — страховые выплаты. Как выплаты по депозитам у банков, они являются неотъемлемой частью деятельности страховой, поскольку представляют собой погашение страховых обязательств. По аналитике Центрального банка, за 2023 год из 2,3 трлн рублей собранных премий 1 трлн был направлен на выплаты по договорам страхования. Часто компания может спрогнозировать примерный размер выплат, особенно в Life-сегменте. В Non-life страховании у страховой компании есть дополнительное пространство для маневра за счёт большей неопределённости даты и размера будущей выплаты.
II. Резервы и премии перестраховщикам
Все страховые компании обязаны зарезервировать часть полученной премии. Это повышает устойчивость страхового рынка и гарантирует потребителям исполнение страховых обязательств. Также страховщики для увеличения стабильности часто передают долю ответственности в перестрахование, выплачивая за это премию.
III. Аквизиционные расходы
Аквизиционными расходами в страховании называют расходы на привлечение клиентов, что роднит их с маркетинговыми или коммерческими расходами. По величине они занимают второе место после страховых выплат. Так, у RENI за 2023 год данные расходы составили 27,4% всех премий или же 33,8 млрд рублей. Всего за этот год размер вознаграждений посредникам на страховом рынке составил 351,9 млрд рублей.
Страховщики всеми силами сокращают их долю через развитие прямых продаж. ЦБ уже отмечает, что только за 2023 год доля прямых продаж выросла на 27,2%. Также значительно выросла роль электронных продаж через посредников с меньшей комиссией.
IV. Административные расходы
Большая часть административных расходов страховой — это затраты на персонал и IT. Хотя потребность страховых компаний в широкой сети офисов год к году сокращается, растёт важность удалённых колл-центров и IT-инфраструктуры. Для RENI они особенно ценны, поскольку компания нацелена на наращивание технологических компетенций, которые позволят сократить удельные затраты. В сравнении с другими статьями расходов их доля в премиях RENI небольшая — 7,7%, но они также необходимы для функционирования компании.
Суммарно страховые компании тратят 90-95% полученной премии. Даже небольшое сокращение затрат без ущерба устойчивости бизнеса способно сильно увеличить прибыль страховщика. Поэтому комплексный подход к управлению расходами является ключевым для долгосрочного успеха компании.