Минус 575 тыс. часов: как сотрудники RENI сами создали ботов и сократили рутину
Сегодня в РБК Pro вышла статья Виталия Рыбалкина, нашего Вице-президент по операционной работе, где он пишет, что, по оценкам, 76% работников разных компаний тратят на рутинные задачи 2–4 часа рабочего времени. Логично, что это не очень продуктивно. Задача – избавить их этой рутины, чтобы переключиться на более интересные и творческие задачи.
Спасение от рутинных задач, на выполнение которых, по опросам, уходит до 50% рабочего времени, — автоматизация. При ее запуске компании идут стандартным путем: выбор нескольких вендоров, пилотный проект, небольшая группа разработчиков. Однако в подобных историях рано или поздно возникает бутылочное горлышко: после первых успехов потребность в ботах резко растет, а новых специалистов по их созданию нет. А что если решить эту проблему с помощью сотрудников разных подразделений компании? Научившись писать роботов для своих рутинных задач, они не только помогли автоматизировать процессы в компании, но и мотивировали команду развиваться.
Виталий с коллегами провел эксперимент. Созданные 79 роботов позволили сэкономить 575 тысяч рабочих часов сэкономленного времени, или 67 лет, если пересчитать в годах.
Все началось в юридическом блоке RENI. Один из наших юристов сам написал робота, который посещает личный кабинет финансового уполномоченного и сайты судов, собирает информацию о переносах заседаний, новых документах и кладет все в папку. К утру у сотрудника юридического департамента готова подборка важной для его работы информации. Этот юрист, не имея IT-бэкграунда, использовал low-code платформу. Мы лишь немного помогли с мелочами, но основную работу он сделал сам.
Роботизация «взлетела» благодаря правильной мотивации. Пример с юристом был очень наглядным. Выпускник ВУЗа хочет развивать юридические навыки на практике, а не тратить время, выгружая документы. Роботизация дала ему такую возможность.
Другой пример: бизнес-разработчик из управления по развитию новых каналов продаж розничного страхования создал роботов для оформления полисов из файла с данными, генерации ссылок на оплату и отправки писем с документами. Работало это так: из Excel-файла с набором данных робот формировал полис, создавал ссылку на оплату и отправлял полный комплект клиенту. Впоследствии, поскольку схожий функционал требовался в подразделениях ДМС, мы клонировали этих роботов, доработали их и настроили для работы с новыми партнерами.
Когда мы только начинали роботизацию, столкнулись с рядом ошибок, из которых извлекли ценные уроки:
Ошибка 1: Начать с масштабного и большого. Урок: Режьте на части, «ешь слона по кусочкам».
Ошибка 2: Спорить о подсчете выгоды. Урок: Учитывайте не только финансовую экономию, но и временную.
Ошибка 3. Не сохранять описание процессов. Урок: создание роботов нужно документировать. Конкретный юрист или секретарь, написавший бота, может уволиться и его правопреемник должен понимать, зачем нужна эта конкретная программа.
Ошибка 4: Недооценить влияние команды на роботизацию. После первых успехов появился новый барьер: люди начали беспокоиться, что их уволят. Урок: Вовлечение сотрудников в процесс роботизации может значительно ускорить внедрение технологий и повысить общую эффективность.
Ссылка на весь материал: pro.rbc.ru/demo/66db06199a794711006ae0e3
Странно, что Вы не пишите главного — как был премирован сотрудник за такой рационализаторский шаг.