Число акций ао | 707 млн |
Номинал ао | 50 руб |
Тикер ао |
|
Капит-я | 79,4 млрд |
Выручка | 393,7 млрд |
EBITDA | 33,1 млрд |
Прибыль | 0,7 млрд |
Дивиденд ао | – |
P/E | 113,4 |
P/S | 0,2 |
P/BV | 0,8 |
EV/EBITDA | 7,2 |
Див.доход ао | 0,0% |
КАМАЗ Календарь Акционеров | |
Прошедшие события Добавить событие |
В данный момент у КАМАЗа явно низкая стадия цикла. Если смотреть их отчет за 2024-й год, то его сложно назвать обнадеживающим. Выручка выросла всего лишь на 6,3% г/г, т.е. темпы роста ниже инфляции, EBITDA снизилась на 12,6% г/г, а чистая прибыль рухнула на 96%. Более того, на чистую прибыль компания вышла фактически только из-за восстановления резерва по кредитным убыткам. Долги растут, свободный денежный поток отрицательный, финансовые расходы выросли в 2,4 раза, долговая нагрузка выросла практически в два раза. Соотношение чистый долг/EBITDA составляет 6.4х, что не просто много, а очень много. И это ставит вопрос о том, как компания будет дальше обслуживать свои долги с учетом вероятного падения продаж в первом квартале 2025 года.
Если смотреть отраслевую статистику за 1-й квартал 2024 года, то продажи седельных тягачей рухнули на 64% г/г, самосвалов на 60% г/г и так далее. Общие же продажи грузовых автомобилей в РФ по итогам 1 квартала 2025 года рухнули на 48% г/г. А с учетом роста запасов на 57,6% г/г и дебиторки на 38,3% г/г по итогам 2024 года можно предположить, что со сбытом сложности у КАМАЗа возникли еще в прошлом году. Поэтому ситуация здесь достаточно тяжелая и без помощи от государства компании будет, вероятно, сложно с ней справиться.
КАМАЗ через 1,5-2 года планирует выпустить беспилотный грузовик «Маяк-3», максимально близкий к серийному решению, — отметил генеральный директора компании Сергей Когогин.
9 апреля как раз стартовало движение беспилотных грузовых автомобилей началось на ЦКАД. Впервые грузовые высокоавтоматизированные транспортные средства поехали по трассе М-11 Нева в июне 2023 года. Ожидается, что в 2026 году движение беспилотников будет также запущено по трассе М-12 Восток.
КАМАЗ в 2025 году планирует вывести на рынок несколько новых моделей грузовиков последнего поколения К5 с улучшенными техническими характеристиками. Основным направлением стали специализированные шасси для заводов спецтехники. Они будут представлены в линейке транспортного, тяжелого, полноприводного и среднетоннажного семейств.
Стартует серийное производство седельного тягача КАМАЗ-65656 с колесной формулой 6х4 и шасси КАМАЗ-65657 с такой же колесной формулой. Также запланирован вывод на рынок полноприводного самосвала КАМАЗ-65959 с колесной формулой 6х6 и шасси КАМАЗ-65958 (8х8). В конце 2025 года «КАМАЗ» намерен выпустить опытную партию шасси КАМАЗ-63934 для нужд МЧС.
«Линейка автомобилей и шасси КАМАЗ К5 включает в себя пять семейств: магистральное (КАМАЗ-54901, -65659), транспортное (КАМАЗ-54902, -65658), тяжелое (КАМАЗ-6595, -65951, -65952, -65955), полноприводное (КАМАЗ-65954) и среднетоннажное (КАМАЗ-53251). Каждое семейство в перспективе будет включать в себя несколько моделей», — сообщил главный конструктор по автомобилям научно-технического центра КАМАЗа Игорь Валеев.
КАМАЗ готовится сформировать дивизионов по направлениям деятельности группы для более эффективного управления на фоне роста бизнеса, рассказал гендиректор ПАО компании Сергей Когогин.
«Мы хотим перейти на дивизиональную структуру. До определенного момента мы могли управлять всем комплексно, но компания выросла слишком сильно и продолжает расти, становится все тяжеловеснее. При этом мы часто видим, что юридически самостоятельная дочерняя компания, которая в определенных рамках сама принимает административные решения, работает оперативнее и зарабатывает больше. Следовательно, теперь нам нужно выращивать центры компетенций по модели дивизионов», — отметил руководитель компании.
В начале года на КАМАЗе состоялась стратегическая сессия, на которой были выработаны подходы к вопросу формирования дивизионов.
«Сейчас детализируем круг полномочий, которые следует передать дивизионам. Грузовые автомобили, конечно, останутся основой корпорации, а направления, не связанные с ними, первыми отправятся в свободное плавание. Второй очередью пойдут производства, которые тоже завязаны на главный сборочный конвейер, но в которых мы претендуем на существенную рыночную долю», — уточнил гендиректор.
1. Почему «КАМАЗ» завершил 2024 год с убытком по РСБУ?
Основная причина — перелом в финансовой политике Центробанка, из-за чего традиционные каналы сбыта стали обременительны для клиентов. Экономика переживает трансформацию, и спрос на новые автомобили снизился.
2. Нужно ли «КАМАЗу» искать новые сбытовые каналы?
Нет, новые каналы не требуются. Компания ориентируется на корпоративных клиентов, гособоронзаказ и спецтехнику, такие как коммунальные машины.
3. Как обстоят дела с экспортными поставками?
Объем экспорта останется на уровне 4-5 тысяч автомобилей, так как компания сталкивается с санкциями. Несмотря на сложности, задачи решаются, и рынок стабилизируется с июля.
4. 60-65 тысяч автомобилей — это много или мало для российского рынка?
Это равновесное состояние. В 2023 году продажи были аномально высокими, и сейчас рынок возвращается к нормальным цифрам.
5. Какую долю рынка может занять «КАМАЗ» в краткосрочной перспективе?
Доля компании растет, и к 2025 году она может достичь 50%, вернувшись к уровню, который был в начале каждого кризиса.
КамАЗ отчитался о падении прибыли в 28 раз после наплыва китайских грузовиков
Крупнейший российский производитель грузовиков — КамАЗ — столкнулся с обвальным падением прибыли после прихода конкурентов из Китая. По итогам 2024 года она сократилась до 731 млн рублей, говорится в отчете компании по МСФО. По сравнению с 2023 годом показатель рухнул в 28 раз: тогда прибыль составляла 20,4 млрд рублей. Компания назвала причиной удорожание кредитов. Также ей пришлось заплатить больший налог на прибыль в связи с пересчетом по новой ставке в 25%.
В прошлом году расходы КамАЗа по процентам выросли в 2,3 раза, до 20,7 млрд рублей, а операционная прибыль и показатель EBITDA просели на 12% — до 22,8 млрд и 33,6 млрд рублей соответственно.
Продажи КамАЗа сократились на треть: за год он смог реализовать только 17 254 автомобиля и впервые уступил общее лидерство на рынке грузовиков китайским брендам. В топ вышел бренд Sitrak, продавший 19 409 тягачей.
В России наблюдается резкое затоваривание рынка китайских грузовиков, с объемом стоков до 60 тыс. единиц, что приводит к задержкам с реализацией. Специалисты прогнозируют падение продаж на 15-30% в 2025 году, хотя восстановление спроса в четвертом квартале не исключается, особенно при смягчении денежно-кредитной политики.
Причины затоваривания включают чрезмерные поставки китайскими производителями после ухода западных брендов и рост потребности в грузовиках в связи с изменением логистики. В 2023-2024 годах продажи крупнотоннажных автомобилей достигли рекордных 125,66 тыс. и 102 тыс. единиц, что привело к избытку на складах. Также значительную роль в ситуации сыграли ошибки в планировании поставок, с избыточным количеством дистрибьюторов.
Высокая ключевая ставка ЦБ также усложняет рынок, так как большинство покупок осуществляется через лизинг. При высоких ставках содержание автомобилей становится экономически нецелесообразным, что приводит к замораживанию бизнес-проектов и снижению объемов перевозок.
Чистая прибыль ПАО «КАМАЗ» по МСФО за 2024 год упала в 28 раз до 731 млн рублей, сообщила компания.
«На динамику чистой прибыли существенное влияние оказал рост процентных расходов, связанный с увеличением стоимости заимствований, а также рост расходов по налогу на прибыль в связи с пересчетом налогов по новой ставке в 25%», — отмечается в сообщении автопроизводителя, который уточняет, что показатель EBITDA в отчетном периоде составил 33,6 млрд руб. (-11,8%).
Согласно отчетности, процентные расходы «КАМАЗа» в прошлом году выросли в 2,3 раза и составили 20,7 млрд руб.
Годовая выручка группы была на уровне 393,7 млрд руб. (+6,3%), себестоимость продаж — 332,2 млрд руб. (+6,5%), валовая прибыль — 61,9 млрд руб. (+5,4%). «Рост выручки отмечен в основных сегментах деятельности группы: реализации грузовых автомобилей, пассажирского транспорта (автобусов и электробусов) и запасных частей», — отметили в пресс-службе компании.
В отчетности уточняется, что оборот от реализации грузовиков за год составил 230,9 млрд руб. (+1,9%); от продаж автобусов, электробусов прицепной техники и автобетоносмесителей — 55,2 млрд руб. (+13,6%); от реализации запчастей — более 40 млрд руб. (+6,1%), комплектующих — 36,3 млрд руб. (+58,2%).
«Прошлый год „Камаз“ завершил, напомним, с убытком по РСБУ в размере 3,35 млрд руб., -128% к 2023 году, и снижением выручки до 323,4 млрд руб., -8,8% к аналогичному периоду прошлого года. Сразу отметим, что в консолидированной отчетности группы по международной системе (МСФО) за 2024 год прогнозируется положительный результат», — сказал Когогин.
По его словам, основными причинами спада на рынке грузовиков стала финансовая политика ЦБ РФ, а также затоваривание рынка китайскими брендами.
«Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем покупают у нас. Я не скажу, на каких условиях они начали распродажу, но рынок не обвалится, он вернется на нормальные рельсы. <…> Наша доля на нем сейчас превышает 30%. Целевая задача — достичь 50%, к которым мы возвращались в начале каждого кризиса», — добавил гендиректор «Камаза».
Понижение кредитного рейтинга ПАО «КАМАЗ» (далее — Компания, КАМАЗ) связано с ухудшением оценок за долговую нагрузку и рентабельность по свободному денежному потоку (FCF) вследствие роста кредитного портфеля Компании, а также оттока средств на финансирование оборотного капитала.
Кредитный рейтинг КАМАЗа определяется с учетом высокой оценки поддержки Компании со стороны государства, сильной рыночной позиции, высокого уровня корпоративного управления, а также средних оценок бизнес-профиля и географической диверсификации. Финансовый риск-профиль обусловлен очень сильной ликвидностью, крупным размером Компании, средними долговой нагрузкой, рентабельностью бизнеса и обслуживанием долга, а также слабым денежным потоком.
Высокая оценка поддержки со стороны государства. Компания является ключевым игроком на рынке грузовых автомобилей России, стратегически важным для государства с точки зрения обеспечения транспортной безопасности.