По данным экспертов портала Sudostroenie.info, доля импортного комплектующего оборудования в начинке российских судов велика: до 90% в рыбопромысловых судах, 84–90% — в сухогрузах, в танкерах — 83–90%, в речных судах — 50–70%. В основном оно поставляется из Китая, Кореи, Германии, Италии.
Руководитель портала Korabel.ru Николай Ивакин отмечает, что в последние годы в сфере судового машиностроения не было крупных инвестиций. Проблема создания новых производств связана с тем, что заказов от российских производителей было мало. Чтобы загрузить предприятие, имеет смысл выходить на международный уровень, а это требует немалых затрат, рассуждает Николай Ивакин.
Но ситуация меняется. В 2015–2016 годах спрос на судостроительную продукцию вырос, в военном сегменте — по всей номенклатуре надводных кораблей, в гражданском — в сегменте рыболовных и пассажирских судов. Острая проблема связана с рыболовецкими траулерами — российские рыболовные компании не могут разместить заказы на строительство, так как производственные мощности профильных судоверфей (ВСЗ, «Пелла», «Янтарь») загружены на несколько лет вперед, говорит глава «INFOLine–Аналитика» Михаил Бурмистров. По данным экспертов, в 2016 году на российских верфях было сдано 168 судов. Из них на военные корабли в количественном выражении пришлось более 60%, в денежном — более 75%.
Гособоронзаказ будет преобладать в сфере судостроения и в следующем году. Совокупная стоимость сданных судов в 2017 году вырастет более чем на 20%, превысив 170 млрд рублей, в военном кораблестроении ожидается рост на 15%, до 120 млрд рублей, в гражданском судостроении — на 50%, до 50 млрд рублей.
Господдержка отраслиВ прошлом году вице–премьер Дмитрий Рогозин неоднократно говорил об импортозамещении в судостроении. Например, на заседании морской коллегии при правительстве РФ он заявил, что российские компании обязаны размещать крупные заказы по строительству гражданских речных и морских судов только на российских судоверфях.
Контролировать размещение крупных заказов будут правительственная комиссия по импортозамещению, ОСК и Минпромторг РФ.