10 мая президент РФ подписал Указ о призыве на военные сборы в 2023 году. Обстановка нынче такая, что любое сочетание слов «призыв» и «военные» в одном предложении вызывает, скажем так, неоднозначные эмоции – поэтому мы решили подготовить отдельный FAQ по теме сборов.
Как обычно, квалифицированно подготовить материал мне помогал Кирилл Коршунов – руководитель практики «Мобилизационный консалтинг» в Адвокатском бюро КИАП. В апреле мы уже готовили с Кириллом две больших статьи по теме – если вы их в свое время пропустили, то рекомендую тоже ознакомиться:
Объявление сборов никак не связано с СВО. Это параллельные процессы, которые не пересекаются. Военные сборы являются стандартной практикой и проводятся каждый год: вот указы президентов об объявлении сборов даже до СВО: за 2021-й, 2020-й, и даже за 2000-й год. Список можно продолжать, но если вы загуглите по фразе «указ сборы [нужный год]» – то найдете такой же указ за соответствующий год.
С ситуацией в зоне СВО проведение сборов тоже никак не связано. Сборы несколько раз уже объявляли весной или в начале лета. Наглядную статистику по датам объявления сборов приводит ТАСС:
Чаще всего документ выходил в феврале (восемь раз, в том числе в 2015 и 2019 годах) и январе (семь раз, в том числе в 2009 и 2011 годах). Сборы 2001, 2003, 2004, 2007 и 2013 годах объявлялись указами, которые публиковались в декабре предшествующего года. Трижды (1999, 2017, 2021 годы) указ был подписан в апреле, трижды (2014, 2016, 2020 годы) — в июне. В 2018 году подписание документа пришлось на март.
ТАСС
Так что, объявление сборов – это явно не «вторая волна мобилизации». Хотя, оказаться на военных сборах в период проведения СВО, вероятно, тоже не всем хотелось бы.
Ответим с точки зрения закона: нет, сборы проводятся только в целях подготовки к военной службе. Проведение военных сборов в иных целях не допускается. Это прямо закреплено в ч. 1 ст. 54 Закона о воинской обязанности. На сборах могут только обучить (или проверить боевую готовность), но отправить на боевые задания не вправе.
Плюс, сборы проводятся, как правило, в своем регионе. Поэтому непосредственно из-за сборов в районе СВО рискуют оказаться в основном те, кто проживает в соответствующих регионах.
Первое, что стоит тут сказать: непонятно, как будут проходить сборы на практике сейчас. Как мы писали выше, по закону со сборов нельзя отправлять на боевые задания — но ведь законы не всегда исполняются в точности, как написано...
В любом случае, трудно будет спорить с тем, что попадание на военные сборы увеличивает вероятность оказаться в зоне СВО.
Во-первых, после прохождения военных сборов человеку может быть присвоена новая военно-учетная специальность. «Был писарем? Отлично! После сборов будешь управлять беспилотником!». Учить на сборах сейчас, скорее всего, будут тем специальностям, которые нужны для выполнения задач СВО (о чем бы речь ни шла здесь). Поэтому, разумно ожидать, что в случае резкой активизации мобилизации, тем, кто недавно прошел сборы, повестки могут прийти в первую очередь.
Плюс, после прохождения сборов человеку могут присвоить новое звание. Это тоже повышает риск получить повестку при объявлении «второй волны» мобилизации.
Также после сборов у человека может изменится категория запаса. Это приведет к увеличению возраста пребывания в запасе и, соответственно, к продлению возраста, в течение которого человека могут призывать по мобилизации.
Во-вторых, если верить в теорию «скрытой мобилизации» (когда на словах мобилизацию приостановили, а на деле продолжают призывать) — то сразу после завершения сборов, человеку могут вручить повестку на мобилизацию.
В-третьих, на сборах у человека может случиться «прилив патриотических чувств», и после сборов он поедет в зону СВО. Но уже не как мобилизованный, а как доброволец, подписавший контракт. Могут ли на сборах оказывать на людей какие-то меры давления (психологического или иного) с целью повысить вероятность «добровольного заключения контракта»? Оставим этот вопрос открытым.
Потенциально могут призвать всех, кто состоит в запасе, и кто не освобожден от прохождения сборов. То есть, формула получается такая:
Призыв на сборы = те, кто состоят в запасе, — те, кто освобожден от сборов
Давайте пройдемся по ее составляющим.
В запасе состоят те, кто:
Плюс, в запас включаются женщины, имеющие военно-учетную специальность.
Поскольку те, кто не служил из-за категории «В» (ограниченно годен) тоже включаются в запас, гипотетически их также могут призывать на военные сборы.
Теперь по поводу тех, кто освобожден от сборов
Перечень освобожденных от сборов достаточно большой. Он закреплен в ст. 55 Закона о воинской обязанности. Целиком мы его приводить тут не будем, а опишем лишь самые распространенные основания освобождения от сборов.
В частности, от сборов освобождаются:
Плюс, нельзя призывать на сборы тех, кто:
Это закреплено в ч. 4 ст. 54 и ч. 2.1 ст. 55 Закона о воинской обязанности.
Потенциально призвать могут достаточно большой круг людей: навскидку, около 25 миллионов человек (по крайне мере, Шойгу говорил, что мобилизационный ресурс России составляет именно столько). И здесь возникают закономерные вопросы: «Получается, всех этих людей будут прямо призывать на сборы? Неужто будут вызывать всех без разбора? А если не всех – то должны, наверное, быть какие-то критерии отбора, не может же это решаться полным рандомом?»
Да, действительно, критерии есть. Но простым смертным их не узнать.
Дело в том, что количество призываемых на сборы определяет президент РФ с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования армии. А уже потом военкоматы совместно с воинскими частями отбирают граждан, с учетом того, кто нужен командиру части.
Там, правда, есть долгая процедура согласования сборов с Минобороны России. Но, в сухом остатке, какими именно критериями будет руководствоваться военкомат при отборе на сборы — знает только военкомат и командир части, который вместе с ним осуществляет отбор. Тут можно узнать только постфактум: получил повестку — подходишь, не получил — не подходишь...
Количество людей, которых должны призвать, тоже узнать не получится. В Указе о сборах есть два секретных пункта: вместо п. 2 и п. 3 в опубликованной версии написано «Для служебного пользования». Вот там, скорее всего, и написано: сколько людей планируют призвать, и какие-то общие указания по потребностям армии, чтобы верхнеуровнево определить критерии для призывников.
Сокрытие этих пунктов не связано с СВО, их скрывали и раньше. Выше я приводил ссылки на набор случайных указов о сборах за прошедшие годы –во всех из них тоже были засекреченные пункты. Так что конспирологические теории можно отбросить: пункты «для служебного пользования» в указах о сборах – это совершенно стандартная практика.
Короче, TLDR: с конкретными критериями того, кого могут призвать на сборы, ничего точно не ясно. Всё так же, как и с мобилизацией!
Нет, это всего лишь означает, что человек потенциально подпадает под критерии отбора, установленные военкоматом. Сами военные сборы для человека начинаются с момента зачисления его в списки личного состава воинской части (ч. 2 ст. 54 Закона о воинской службы). А до этого человек должен:
Только после этого военкомат принимает решение о призыве человека на военные сборы (п. 12 Положения о проведении военных сборов). И уже потом человек зачисляется в воинскую часть.
Так что, повестка сама по себе – это еще не полноценный призыв на военные сборы, а пока только первый этап.
В эти военные сборы нет, а вообще — могут.
О том, какие повестки могут направить в электронной форме, а какие — нет, мнения юристов разделились. Да что далеко ходить, даже на Хабре в комментах к статье с обзором Закона об электронных повестках развернулась нешуточная дискуссия на этот счет.
Кто-то пишет о том, что электронные повестки могут отправить только при призыве на срочную службу. Соответственно, при призыве по мобилизации или на военные сборы их направлять не могут: они должны быть только на бумаге и вручаться по старинке лично в руки под расписку.
Свою позицию они обосновывают тем, что положения об электронных повестках содержатся в статье, посвященной обязанностям граждан, подлежащих призыву на срочную службу — ст. 31 Закона о воинской обязанности. Соответственно, если человек призывается не на срочную службу, а на военные сборы, то на него эти положения не распространяются, направлять ему электронные повестки нельзя. Повестка на военные сборы должна быть на бумаге и вручаться под расписку.
Другие же утверждают, что в электронном виде военкомат может направлять любые повестки — в том числе и для призыва на военные сборы. Я придерживаюсь как раз такого мнения.
Тут действует логика от обратного. Хорошо, допустим, что порядок вручения повесток, установленный в ст. 31 Закона о воинской обязанности не применяется к повесткам на военные сборы или мобилизацию. Окей, а где тогда содержится порядок вручения повесток на военные сборы или мобилизацию? А нигде!
А откуда тогда взялась позиция о том, что повестки по мобилизации или военные сборы нужно вручать лично в руки? Прямо нигде это не написано. Единственное упоминание о вручении повестки лично в руки под расписку содержится знаете где? В той самой ст. 31 Закона о воинской обязанности! Больше нигде не указано, что повестка (неважно какая) должна вручаться под расписку.
В общем, получается, если продолжить логику тех, кто говорит «электронные повестки по закону не распространяются на военные сборы и мобилизацию» – то выйдет, что эти самые мобилизационные повестки сейчас вообще можно вручать любым образом (хоть голубиной почтой), что очевидно не согласуется с реальностью.
Поэтому, давайте считать, что в общем случае военкомат может вызвать на военные сборы электронной повесткой.
Но сейчас этого не случится – пока доступны только варианты с вызовом на сборы по старинке: либо уведомляя лично под расписку, либо направляя повестку Почтой России.
Почему? Да потому, что для того, чтобы заработали электроные повестки (что через Госуслуги, что через Реестр повесток), нужно, чтобы Правительство РФ утвердило порядок направления таких повесток. До утверждения такого порядка электронные повестки работать не будут. Плюс, нужно время, чтобы физически разработать этот Реестр повесток.
Сейчас ожидается, что электронные повестки заработают к осени 2023 года.
Во-первых, Максут Шадаев, глава Минцифры, заявлял, что Реестр военнобязанных, на основе которого будет работать Реестр повесток, будет готов, скорее всего, не раньше начала осеннего призыва 2023 года – то есть, примерно к 01.10.2023.
Во-вторых, Правительство РФ опубликовало проект поправок в Положение о призыве на военную службу, предусматривающих направление электронных повесток. Согласно Федеральному порталу проектов нормативных правовых актов, эти поправки планируется принять к августу 2023 года. То есть, срок плюс-минус бьется со сроком, обозначенным Максутом Шадаевым. Скорее всего, все подзаконные акты, необходимые для функционирования электронных повесток, действительно, примут к осени 2023 года.
Вот и получается: гипотетически, на военные сборы могут вызвать по электронным повесткам. Но конкретно на эти сборы — пока нет (по крайней мере, прямо сейчас).
Ответственность. Но только административная. Штраф за неявку по повестке составляет от 500 до 3000 рублей. Уголовной ответственности за уклонение от прохождения военных сборов нет!
Возможность задержания полицией. В Положении о проведении военных сборов есть пункт, который позволяет военкоматам привлекать органы внутренних дел для розыска и обеспечения явки лиц, уклоняющихся от явки в военкомат (п. 13).
Ограничения, введенные Законом об электроных повестках. В случае неявки по повестке военком может запретить гражданину:
Такие меры могут быть введены, если гражданин более чем на 20 дней опоздал с явкой в военкомат, и у него не было на это уважительных причин. Меры сохраняются до тех пор, пока гражданин не явится в военкомат.
Запрет на выезд из РФ. Плюс, всё время, пока человек не является по повестке, в отношении него будет установлен запрет на выезд из России. Он действует с момента получения повестки и до даты явки в военкомат. Но надо отметить, что возможность установления запрета на выезд в отношении тех, кто находится в запасе, пока выглядит немного неоднозначной.
Ведь существует альтернативная точка зрения: некоторые юристы считают, что данный запрет распространяет свое действие только на получение повесток о призыве на срочную службу. Их позиция основывается на том, что согласно буквальному тексту закона данный запрет распространяется на «лиц, подлежащих призыву на военную службу», а к таким лицам относятся только призывники на срочную службу. При этом, по их мнению, закон в целом, и все оставшиеся ограничения в частности, распространяют свое действие в том числе и на призыв на военную службу по мобилизации.
Несмотря на то, что под «лицами, подлежащими призыву на военную службу» в российском законодательстве действительно понимаются призывники на срочную службу, я отношусь скептически к позиции о том, что запрет на выезд может быть установлен только в отношении призыва на срочную службу. Потому что помимо буквального толкования закона есть еще системное и телеологическое (исходя из цели регулирования). Выглядит нелогичным, что закон в целом распространяет действие на всех, а только в какой-то небольшой части лишь на некоторых. Кроме того, это не согласуется с целями закона — уменьшить число уклонистов и увеличить явку по повесткам.
Ну и в довершение, в п. 13 Положения о проведении военных сборов указано, что военкомат вправе применять меры, направленные на поиск и доставку гражданина, предусмотренные Законом о воинской службе. То есть, тут у нас есть так называемое «бланкетное регулирование», которое позволяет применять правила, установленные для призыва на срочную службу, при проведении военных сборов. Так что, я считаю, что здесь на всякий случай лучше быть готовым к потенциальным ограничениям на выезд из РФ (буду рад ошибиться).
Подробнее об ограничениях, связанных с неявкой по повестке, мы писали в отдельной статье с разбором Закона об электронных повестках.
Вообще, строго говоря, Указ президента РФ не означает, что с даты его подписания и публикации стартуют военные сборы. Он лишь устанавливает, что сборы в этом году будут.
А вот конкретные сроки проведения призыва на военные сборы уже устанавливает Минобороны России. Но нам не удалось найти никаких актов Минобороны России, в которых были бы написаны конкретные сроки призыва на военные сборы в 2023 года.
На практике продолжительность призыва может растянуться чуть ли не до конца года. Например, в 2022 году Указ Президента РФ о сборах вышел 18.02.2022 — но я лично знаю случай, когда человеку пришла повестка на военные сборы с датой явки 23.09.2022.
Не больше двух месяцев. Это жесткое правило, установленное в ч. 3 ст. 54 Закона о воинской обязанности. Но конкретная продолжительность устанавливается Минобороны России. Опять же, нам не удалось найти никаких актов Минобороны по поводу продолжительности военных сборов в 2023 году.
При прохождении сборов за человеком сохраняется его рабочее место. И всё это время ему будут выплачивать его среднюю зарплату (общая сумма выплат за последние 12 месяцев, поделенная на фактически отработанное за этот период время). Это предусмотрено ч. 2 ст. 6 Закона о воинской службе.
* * *
На 5 день сборов три или четыре бывших раненных вагнеровца, (уже отслуживших 6 месяцев ) споосят:
-а почему? ты Родину не любишь?
а давай ему в ж… у засунем 8 картошек и затолкнем их шваброй если СЕЙЧАС он не подпишет контракт
Черный Живоглот, не понимаю вот зачем кропать себе состав по статье о дискредитации?
Или это хитрый план — отсидеться на крытой пока СВО не кончится?
А мы тут сами организуемся как нибудь
С теплотой вспоминаю, когда меня призвали на сборы. Целый месяц в полях, без жены, забот и нервов.
С удовольствием бы сходил еще разок, но… не зовут (((
Как придут, так и уйдут.
Эффективность сборов от МО и обучение в ополчение от ЧВК Вагнера, жители приграничных с Украиной регионов уже по сути на сборах.
Как показало уход на новых позиции под Бахмутом мобиков, моб подготовка от МО не дотягивают до «реалиев» боев. То нет противотанковых средство то нет поддержки арты и минометов, хотя по штату еще РККА и Вермахма в ротах были минометы калибром менее 100мм, хотя тогда были противотанковые роты но там были пушки. А еще были в ротах ПТР ружья.
Не к чему хорошему это не приведет.
История военной операции в Польше СССР с Нацистами это подтверждает.