Сотрудники Макгиллского университета (Канада) разработали технологию конверсии углекислого газа в метан, способную кардинально изменить развитие мировой энергетики.
На сегодняшний день существует лишь один метод преобразования углекислого газа в метан, называемый сухим риформингом и предусматривающий использование катализаторов, содержащих цветные металлы, — алюминий, молибден или цинк. У него есть ряд недостатков, поэтому в промышленных масштабах он практически не применяется.
Канадские же ученые предложили вместо перечисленных цветных металлов применить медь и электроэнергию, вырабатываемую на солнечных и ветровых электростанциях.
Созданная им технология имеет большие перспективы для внедрения в глобальной энергетике. Для нее не только характерно отсутствие выбросов углекислого газа, но еще она дает основу для формирования замкнутого цикла его переработки: сжигание метана будет приводить к эмиссии углекислого газа в атмосферу, откуда его можно извлекать и конвертировать в метан.
Компания «Алроса» (точнее, ее «дочка» «Алмазы Анабара») приобрела у «Полюса» Магаданское геологоразведочное предприятие, владеющее лицензией на Дегдеканское рудное поле. Его разведанные запасы составляют примерно 100 тонн золота при его среднем содержании 2,2 грамма на тонну руды.
Согласно планам «Алросы», к разработке Дегдеканского рудного поля предполагается приступить в 2028 году и на нем будут получать до 3,3 тонн золота в год. Эксплуатироваться оно будет до 2046 года. В рамках проекта его освоения намечено создать карьер, построить золотоизвлекательную фабрику и хвостохранилище, сопутствующие объекты. Инвестиции в него оцениваются в 24 млрд рублей.
Похоже, «Алроса» вознамерилась серьезно заняться добычей золота на фоне слабости глобального рынка алмазов и действующих санкций против драгоценных камней из России. Идея в принципе интересная, поскольку мировые цены на золото сейчас находятся на максимальном за 25 лет уровне. Тем не менее есть моменты, на которые стоит обратить внимание.
Западные хедж-фонды Anchorage Capital Advisors и Squarepoint Capital ведут активную скупку кобальта на фоне снижение цен на него на London Metal Exchange, достигших минимального за последние семь лет уровня в размере 27,1 тыс. долларов за тонну.
Причиной для обвала цен на кобальт с отметки 82 тыс. долларов за тонну, зафиксированной в апреле 2022 года, послужил активный экспорт данного цветного металла из Конго и Индонезии. При этом его глобальный рынок крайне узкий и на нем немного игроков — кроме Конго и Индонезии заметную роль играют Россия, США, Франция.
Хедж-фонды явно пользуются складывающейся для них благоприятной ситуацией: сейчас налицо превышение стоимости фьючерсов на кобальт на CME Group над спотовыми ценами и различные игроки стремятся побольше заработать на арбитражных сделках.
В то же время в их действия проявляются сугубо дифференцированные стратегии — Squarepoint Capital приобретает исключительно чистый металл, тогда как Anchorage Capital Advisors — и его, и гидроксид кобальта, конвертируемый затем в сульфат, применяемый для изготовления литий-ионных аккумуляторов для электромобилей.
Эксперты Института географии РАН и фонда «Природа и люди» провели оценку экологической открытости горнодобывающих и металлургических компаний, включив в ее выборку 41 организацию. В результате был сформирован рейтинг, в первую пятерку которого вошел «Норильский никель» (в номинации же «Раскрытие информации» он занял лидирующую позицию).
Подобная оценка проводится каждый год, позволяя получить регулярные и детальные данные о динамике экологической открытости по отдельным производителям и в целом по горнодобывающей и металлургической отраслям промышленности. Специалисты определяли качество управления проектами по охране окружающей среды, степень влияния предприятий на атмосферный воздух, почвы и воду, уровень безопасности их деятельности для природы.
Также они проводили анализ готовности исследуемых организаций раскрывать сведения о своем воздействии на окружающую среду. Сбор данных осуществлялся на основе информации, опубликованной в открытых источниках.
Европейский автоконцерн Stellantis намерен вложиться в строительство предприятий по выпуску никеля на территории Индонезии. Для этого он начал переговоры с бразильской корпорацией Vale и китайской Huayou Cobalt об вхождении в их проекты.
В настоящее время Vale предполагает создать в Индонезии в кооперации с западными производителями легковых машин два металлургических завода, один — с Ford, другой — со Stellantis. На обоих предприятиях предполагается использовать технологию кислотного выщелачивания латеритных руд под высоким давлением, позволяющей перерабатывать сырье с низкими концентрациями никеля в чистый металл. В свою очередь Huayou Cobalt планирует выступить в качестве инвестора в данных проектах.
Выгоды всех сторон очевидны: Vale обеспечит сбыт продукции с будущих заводов, Ford и Stellantis — снабжение никелем, необходимым для изготовления литий-ионных аккумуляторов, устанавливаемых на электромобили, Huayou Cobalt укрепит свои позиции на глобальном рынке, правительство Индонезии получит снижение зависимости от китайских игроков (несмотря на желание Huayou Cobalt участвовать в обоих проектах) и диверсификацию международного сотрудничества за счет капитальных вложений западных автомобильных компаний.
Уже неделю действует новый пакет санкций, установленный правительством США против российских организаций, и этого времени вполне достаточно, чтобы бы более-менее улеглись страсти, связанные с их введением, и можно было бы спокойно оценить складывающуюся ситуацию, проанализировать, кто пострадает от них, кто нет, попутно посмотрев на их пиар-политику.
Прежде всего обращает на себя внимание, что в числе попавших под американские санкции оказалась Московская биржа, Национальный расчетный депозитарий и Национальный клиринговый центр. Именно вокруг них разворачивались основные дискуссии.
Катастрофы от санкций против них однозначно не будет. У Московской биржи может снизиться выручка по итогам 2024 года из-за уменьшения ее комиссионного дохода, формируемого в значительной степени за счет операций с долларами и евро, тем не менее оно будет сравнительно скромным.
Достаточно неприятным может оказаться действие санкций против «Новатэка»: они установлены в отношении его проектов. В принципе они могут затормозить их реализацию и повлиять на сбыт, изменив его географию – страны Европейского Союза могут отказаться от сжиженного природного газа, поставляемого им «Новатэком», и он будет стараться продать выпадающие объемы в Китай и Индию.
В текущем году дефицит палладия на мировом рынке может составить 1,3 млн тройских унций, в следующем — 0,2 млн тройских унций, сообщается в прогнозе World Platinum Investment Council.
Как следует из него, добыча руд, содержащих палладий, в 2024 году может снизиться на 6,3% до 6,1 млн тройских унций, причем ее спад вероятен в ЮАР, Зимбабве, США и Канаде. Рециклинг же, наоборот, прибавит оборотов — на 5,9% до 2,6 млн тройских унций, тем не менее он не сможет компенсировать уменьшение добычи рудного сырье и в результате предложение металла на глобальном рынке может сократиться на 2,9% до 8,7 млн тройских унций.
Спрос на палладий тоже снизиться, хотя и не драматично — всего лишь на 3,2% до 10 млн тройских унций. Причем потребление палладия в автомобилестроении особо-то и не изменится, составив в 2024 году 8,4 млн тройских унций.
Интересно, что World Platinum Investment Council достаточно позитивно настроен относительно будущего автомобилей, использующих палладиевые катализаторы. Согласно его оценке, выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания, конечно, будет падать в долгосрочной перспективе, зато будет расти производство гибридных автомобилей. Таким образом, выпуск машин с палладиевыми катализаторами в ближайшие несколько лет останется стабильными, поддерживая потребление металла.
Цены на никель на London Metal Exchange после подъема, шедшего с января по май текущего года, двигаются вниз и в настоящее время находятся на уровне 17,6 тыс. долларов за тонну. Между тем уже появились прогнозы, предсказывающие смену их курса.
Согласно ожиданиям Commerzbank, стоимость никеля на London Metal Exchange до конца 2024 года должна стабилизироваться в районе 20 тыс. долларов. Несколько иначе видит картину будущего Macquarie Group: она допускает в 2024 году цену на никель порядка 17,4 тыс. долларов с ростом до 20,5 тыс. долларов в 2025 году и до 28 тыс. долларов в 2028 году.
В принципе, их прогнозы не лишены оснований. Прежде всего следует отметить увеличение выплавки нержавеющей стали в мире, например, в Китае в январе-апреле 2024 года она поднялась на 8,7% до 12 млн тонн. Подобная тенденция может продолжиться и дальше вследствие активизации спроса на нержавеющую сталь на рынке КНР и ее экспорта на глобальный рынок.
Нельзя сбрасывать со счетов и расширение потребления нержавеющей стали в других странах мира — по итогам 2024 года оно может вырасти на планете на 3,5-4,2%.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) заключили мировое соглашение в рамках «дела металлургов».
Речь идет о расследовании, начатом ФАС в апреле 2021 года против «Северстали», ММК и НЛМК по поводу повышения ими цен на горячекатаный плоский прокат. По мнению антимонопольного ведомства, рост его стоимости происходил гораздо быстрее, нежели подъем цен на сырье, необходимого для его производства. В то же время расширения спроса на горячекатаный плоский прокат со стороны отечественных потребителей не наблюдалось.
В конце концов в феврале 2022 года ФАС признала ММК, «Северсталь» и НЛМК, нарушившими действующее законодательство о защите конкуренции, предписала им прекратить злоупотребление доминирующим положением, пообещала возбудить административные дела и рассчитать для каждого из них размеры штрафов. Они же с выводами ФАС не согласились и обратились с исками в арбитражный суд г. Москвы.
Итог спора ММК с ФАС выглядит неоднозначным.
Внешнеторговый оборот между Россией и Китаем в январе-мае 2024 года увеличился почти на 3%, перевалив за 96 млрд долларов. Судя по темпу его роста по итогам текущего года он вполне может превысить уровень 2023 года, когда величина торговли между двумя странами достигла 240,1 млрд долларов.
На этом фоне Россия и КНР активно развивают свое экономическое сотрудничество в самых различных сферах, начиная от сельского хозяйства и заканчивая грузовыми перевозками (недаром же корабли китайской компании Hainan Yangpu Newnew Shipping в 2023 году совершили семь рейсов по Северному морскому пути, в 2024 году их планируется 12).
У России и КНР есть область делового взаимодействия, в который намечается подлинный прорыв — цветная металлургия. Сегодня отечественные игроки ведут масштабные поставки цветных металлов в Китай, однако через несколько лет в нем должен заработать предприятие по выпуску меди, которое намерен построить «Норильский никель».
Обывателю может показаться, что идея «Норильского никеля» реализовать подобный проект напрямую противоречит политике нашего государства, направленной на создание промышленных производств в России, и свидетельствует об отсутствии патриотизма его руководства. В реальности дело обстоит совершенно иначе, если мы примем во внимание ряд существенных фактов.