Сотрудничество Китая и России в ЦБП: что покупаем и что продаём
22.08.2024
В 2024 году новости о том, что «друзья» из Китая занимаются тем, что активно покоряют очередную нишу рынка российской лесопродукции, стали чем-то вполне обыденным. Эксперты справедливо опасаются, что столь крепкая привязанность целой отрасли к одному внешнему рынку впоследствии может дорого обойтись лесопромышленникам, но в условиях беспрецедентного санкционного давления выбирать им, увы, не приходится.
В российской древесине партнёры из КНР были заинтересованы, казалось, всегда. Потому, например, введённое в 2022 году властями РФ эмбарго на вывоз необработанной древесины — «кругляка» — они встретили достаточно негативно. Сегодня взамен на возобновление поставок круглого леса из РФ китайцы готовы закупать наши пеллеты.
Однако сотрудничает Китай с Россией и в области целлюлозно-бумажного производства — импортирует российскую продукцию и активно везёт к нам свою.
Потому «Лесной комплекс» постарался разобраться в том, как сегодня строится сотрудничество Китая и России в сфере ЦБП, какая продукция интересует наших соседей из Азии и что они предлагают российскому лесопромышленному комплексу в ответ.
Помощь для ЦБП из Поднебесной
В июле этого года мы уже писали о том, что две страны активно взаимодействуют между собой в области целлюлозно-бумажного производства. В частности, российские производители покоряют китайский рынок. Так, например, Группа «Илим» — одна из крупнейших целлюлозно-бумажных компаний России — сообщила о намерении нарастить поставки своей продукции в Поднебесную уже в этом году.
Как сообщил ТАСС старший вице-президент по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу Группы «Илим» Алексей Черняев, экспорт продукции в Китай компания планирует увеличить на 300 тыс. тонн (по сравнению с прошлым годом), а объём поставок довести до 2,4 млн т.
«Китай, как и прежде, останется главным внешним партнёром российской целлюлозно-бумажной промышленности. Основным драйвером роста поставок в Китай становится новый целлюлозно-картонный комбинат в Усть-Илимске, который был запущен в прошлом году и постепенно наращивает свою производственную мощность», — поделился г-н Черняев.
Главным направлением расширения спроса на товары ЦБП, считает г-н Черняев, в 2024 году станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так как именно они в последние годы демонстрируют бурный экономический рост.
Впрочем, не один «Илим» планирует плотно сотрудничать с партнёрами из Азии. Последние присматриваются и к другим российским предприятиям данного сектора. В частности, в рамках недавнего визита китайской делегации в Поморье, китайцы посетили лесопромышленные предприятия в Архангельской области и обозначили свой интерес в поставках целлюлозы, бумаги и картона из региона.
«В Китае большой спрос изделий на рынке, через этот визит мы хотим укрепить наше сотрудничество и увеличить объём вашей продукции на экспорт в КНР. Многих наших коллег это заинтересовало», — заявила председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.
Переориентация товарных потоков
Важно отметить, что значительная часть отечественных производственных площадок целлюлозно-бумажной промышленности располагается достаточно далеко от границы с Китаем, что несколько затрудняет логистику.
Председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков в начале года в интервью «Московской газете» рассказал, что после введения санкций вся логистика отрасли перекинулась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Он также отметил, что производство товарной целлюлозы (по данным на февраль) в стране немного снизилось — на 1-2% по году, но произошло это из-за переориентации экспорта со Скандинавии и Европы на Восток.
Экспорт в Китай существенно вырос:
«Я уточнял у наших предприятий данные в декабре по итогам 2023 года и данные в январе 2024-го. По бумаге, по картону, по целлюлозе поставки в Китай растут. Мы бы и больше отгружали, но у РЖД есть ряд проблем с подвижным составом, с инфраструктурными мощностями. К тому же, для РЖД наша продукция, как и продукция лесопромышленников, не приоритетна», — отметил председатель правления РАО «Бумпром».
Китайская бумага на российском рынке
Впрочем, партнёры из КНР не только активно покупают российские бумагу и картон. На наш рынок они ввозят собственные товары ЦБП. Так, в течение двух лет импорт высокосортных бумаг и картонов из Китая вырос с 484 млн долларов в 2021 году до 1,2 млрд долларов в 2023-м. Президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная рассказала порталу «РИАМО», что КНР и прежде в списке ключевых торговых партнёров России находилась далеко не на последнем месте, однако с введением известных ограничений китайцы оперативно нарастили своё влияние и поспешили занять освободившиеся ниши, которые прежде принадлежали европейским производителям.
С точки зрения покрытия спроса на продукцию ЛПК на внутреннем рынке Россия сегодня во многом обеспечивает себя самостоятельно. А вот продукцию ЦБП везут в нашу страну также из Турции и Южной Кореи.
Отчего же в Россию завозят так много иностранной бумаги и картона, включая, конечно же, китайские товары? По словам президента Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес», в РФ на сегодняшний день производят далеко не все виды указанных изделий, и потому часть номенклатуры приходится импортировать для сохранения баланса спроса и предложения на рынке.
Развиваем Севморпуть
В 2023 году правительство России приняло постановление, согласно которому экспортёры продукции ЛПК могли компенсировать до 80% затрат на транспортировку через Северо-Запад России. Всего на эти цели в 2023 году выделялось 3,4 млрд рублей.
С помощью данной субсидии правительство планировало перенаправить потоки с Дальнего Востока. В результате производители везли свою продукцию с восточных заводов в Сибири через Санкт-Петербург, а не через дальневосточные порты.
«После того, как все дружно развернулись на Восток в июле 2023 года, правительство РФ ввело дополнительные субсидии на перевозку продукции ЛПК через порты Северо-Западного федерального округа. Это стало хорошим стимулом для отрасли и позволило перераспределить часть объёмов с сильно загруженного восточного направления железнодорожных перевозок», — отмечал Руслан Пряников, управляющий директор ООО «ТрансЛес».
Развитие Севморпути, считает Андрей Зубов, председатель правления Союза лесопромышленников Архангельской области, должно быть стратегической задачей российских властей. Таким мнением он поделился в конце 2023 года с изданием «Регнум».
«Если для России закроют Балтику или осложнят условия прохождения датских проливов, у нас остаётся только СМП. Пока Северный морской путь дороже, чем РЖД и перевозки через Индийский океан, на 40%», — отмечал он в 2023 году.
Сегодня работа над развитием данного направления ведётся очень даже активно. Значительного увеличения грузооборота по Севморпути власти ожидают уже в текущем году — до 80 млн тонн. Впрочем, рекордные показатели прогнозируются лишь к 2030 году, когда объём грузоперевозок по Севморпути должен достигнуть 150 млн тонн, ну а в 2035-м — 250 млн тонн!
Преимущества Северного морского пути вполне очевидны. Данный транспортный коридор на сегодняшний день является кратчайшим путём из Европы в Азию. Грузы, транспортируемые этим маршрутом, могут достигать своего пункта назначения, обходя длинные и запруженные традиционные пути, что позволяет сэкономить время и сократить расходы на перевозку.