• За 9 месяцев 2024 года количество лизинговых сделок выросло на 11% год к году, а общее число сделок компании достигло 655 тысяч.
• Объём нового бизнеса вырос на 8% год к году до 185 млрд рублей. При этом легковой транспорт показал рост на 14% год к году, коммерческий транспорт – рост на 8%, самоходная техника – снижение на 3%. Доля самоходной техники в общем объёме нового бизнеса составила 15%, поэтому незначительное снижение практически не повлияло на общую картину.
• Высокая ключевая ставка ЦБ давит на бизнес Европлана. Так, по итогам 3 квартала объёмы нового бизнеса снизились на 17% год к году. Учитывая жёсткую денежно-кредитную политику ЦБ, менеджмент компании снизил прогноз по росту нового бизнеса на текущий год с 20% до 10%. Но и для такого уровня необходим рост объёмов нового бизнеса на 15% в 4 квартале, достигнуть его будет непросто.
• Менеджмент Европлана сообщил о том, что на выплату дивидендов по результатам 9 месяцев 2024 года могут направить около 6 млрд рублей, что соответствует 50 рублям на акцию (див. доходность 7,4%).
• Выручка по итогам третьего квартала 2024 года выросла на 14% год к году до 219,1 млрд рублей, повлияли как увеличение количества продаж, так и рост цен реализации.
• Продажи металлопродукции за третий квартал выросли на 3% год к году до 2,8 млн тонн, во многом благодаря росту продаж коммерческой стали на 15% до 1,2 млн тонн и консолидации результатов А ГРУПП (крупная металлоторговая компания). Продажи продукции с высокой добавленной стоимостью выросли на 5% год к году до 1,5 млн тонн.
• Чистый долг у Северстали по-прежнему остаётся на отрицательном уровне, что позволяет компании получать дополнительный доход в условиях высоких процентных ставок.
• Чистая прибыль по итогам третьего квартала снизилась на 47% год к году до 35,9 млрд рублей. Около половины потерянной прибыли – это влияние курсовых разниц (в 3 квартале текущего года положительный эффект составил лишь 5,2 млрд рублей, в то время как год назад – 18,8 млрд рублей).
📈 Выручка за 9 месяцев 2024 года по РСБУ выросла на 6,7% год к году и составила 943,2 млрд рублей. При этом выручка от транспортировки нефти показала рост на 4,7%, а выручка от реализации нефти на экспорт увеличилась на 13%.
📉 Чистая прибыль снизилась на 49,1% год к году и составила 97 млрд рублей. Однако такое сокращение возникло исключительно из-за отрицательной переоценки акций НМТП, которые есть на балансе Транснефти.
❗ Если не учитывать переоценку акций НМТП, то чистая прибыль по итогам 9 месяцев выросла на 11,9% год к году и составила 122,5 млрд рублей.
📌 Не стоит забывать, что отчет по РСБУ у Транснефти всегда хуже, чем по МСФО. Так, в первом полугодии 2024 года было зафиксировано снижение чистой прибыли по РСБУ на 57,6% год к году, в то время как полугодовой отчет по МСФО показал рост прибыли на 12%.
• Транснефть представила умеренно позитивный отчет по РСБУ за 9 месяцев текущего года, который для инвесторов стал ярким примером ситуации, когда не стоит делать поспешных выводов, увидев в отчете сильное падение прибыли компании. В данном случае такое падение стало следствием переоценки акций, которыми владеет Транснефть, а значит эта переоценка не повлияет ни на отчет по МСФО, ни на величину дивидендов.
• Выплавка чугуна снизилась на 10,9% относительно второго квартала до 2,4 млн тонн. Исторически показатель за 3 квартал был всегда выше или сопоставим с показателем за 2 квартал. В качестве причины компания назвала начало капитальных ремонтов доменных печей.
• Производство стали снизилось на 26,6% квартал к кварталу и составило 2,5 млн тонн. Среди всех квартальных результатов за последние 5 лет меньше стали было произведено лишь во втором квартале 2020 года – на пике пандемии. Такое падение было ожидаемо – программа льготной ипотеки завершилась, а процентные ставки остаются на высоком уровне.
• Объем производства угольного концентрата уменьшился на 16%, до 0,5 млн тонн из-за сложных для добычи горно-геологических условий. Самый низкий квартальный результат за последние 5 лет.
• Продажи металлопродукции снизились на 18,7% до 2,5 млн тонн, что стало худшим квартальным результатом за последние 2 года. Продажи премиальной продукции сократились на 14,8% до 1,2 млн тонн.
📌 Давно интересовала данная компания, поэтому сегодня решил разобрать ее отчет за первое полугодие, предположить размер будущих дивидендов, и выяснить, достойна ли Транснефть занять место в моем портфеле.
• Выручка увеличилась на 12,6% год к году до 717,2 млрд рублей, однако чистая прибыль снизилась на 8,3% год к году и составила 172,1 млрд рублей. Снижение прибыли произошло в основном из-за курсовых разниц и роста расходов – расходы на персонал выросли на 19% год к году, также увеличилась и себестоимость продукции.
• Денежные средства компании выросли с начала года на 2,5% до 150,4 млрд рублей, в то время как чистый долг Транснефти находится на отрицательном уровне -330 млрд рублей. Финансовое положение у Транснефти отличное, «кубышка» практически равна половине от капитализации компании.
• Одним из драйверов роста у Транснефти является ежегодная индексация тарифов на уровень, близкий к инфляции. Так в 2024 году повышение тарифов на прокачку нефти составило 7,2%.
📆 Сезон публикации отчетов за третий квартал постепенно начинается, и одним из первых на прошлой неделе его открыл Сбер со своей отчетностью по РПБУ за 9 месяцев.
• Чистые процентные доходы за 9 месяцев выросли на 14,5% год к году до 1,9 трлн рублей. Чистые комиссионные доходы за 9 месяцев увеличились на 7% год к году до 550,8 млрд рублей.
• Чистая прибыль за 9 месяцев показала рост на 5,7% и составила 1,2 трлн рублей. За сентябрь Сбер заработал 140,6 млрд рублей чистой прибыли (+8% год к году). Рентабельность капитала по итогам трех кварталов – 23,9%.
• С начала года количество розничных клиентов выросло на 1 млн человек до 109,5 млн клиентов. Число подписчиков СберПрайм с января текущего года увеличилось на 35,5% до 15,5 млн человек.
• Расходы на резервы и переоценку кредитов за сентябрь выросли в 2,5 раза год к году до 98 млрд рублей.
• Операционные расходы за 9 месяцев выросли на 18,6% год к году до 0,7 трлн рублей, в сентябре данный показатель увеличился на 10,2% год к году и составил 81,4 млрд рублей.
• Выручка за 3 квартал 2024 года выросла на 22,7% год к году и составила 975 млрд рублей, значительное влияние оказали рост сопоставимых продаж и увеличение торговых площадей.
• Отдельно стоит отметить, что все сегменты выручки показали положительную динамику: выручка Пятёрочки выросла на 18,7% до 742,5 млрд рублей, выручка Перекрёстка – на 14,6% до 102,4 млрд рублей, выручка Чижика – на 99,1% до 62,5 млрд рублей.
• Продажи цифрового сегмента показали рост на 55% до 45,2 млрд рублей, что составило 4,6% от общей чистой выручки.
• Сопоставимые продажи (не учитываются новые магазины) выросли на 13,8%. Средний чек увеличился на 11,2% до 515,3 рублей, а количество покупателей – на 10,3% до 2,2 млрд человек.
• Торговая площадь расширилась на 8,8% до 10,7 млн кв. м, общее число магазинов превысило 26 тысяч (+11% год к году).
• В апреле торги расписками были остановлены из-за начатого процесса редомициляции компании, возобновление торгов ожидается 9 января 2025 года. Ранее переезд планировали завершить в сентябре, но сроки сдвинулись из-за рассмотрения жалобы нидерландской части бизнеса на решение суда о приостановлении её прав.
📌 Крупнейший производитель фармацевтических препаратов Озон Фармацевтика приняла решение выйти на IPO. Ценовой диапазон IPO находится на уровне 30-35 рублей за акцию, сбор заявок продлится до 16 октября включительно.
🤔 Сегодня я разберу сильные и слабые стороны компании, выясню её перспективы и приму решение о том, стоит ли участвовать в предстоящем IPO.
• Озон Фармацевтика занимает 1 место в России по производству дженериков (аналоги зарубежных лекарств). В 2023 году рынок лекарственных препаратов вырос до 2,2 трлн рублей, сегмент дженериков показал рост на 17%.
• По итогам 1 полугодия 2024 года выручка выросла на 62,7% год к году до 12,6 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась в 4,5 раза до 2,9 млрд рублей. Объем продаж упаковок показал рост на 16% до 149 млн штук. Рентабельность по EBITDA составила 39,7%, мультипликатор P/E находится на уровне 6,5.
• Долговая нагрузка компании находится на приемлемом уровне, показатель чистый долг/EBITDA составляет 0,8x (1,6x в 2023 году). Компания стремится снизить долговую нагрузку, так как на процентные расходы уходит около четверти от операционной прибыли.
🤔 Приняв решение о добавлении Сургутнефтегаза в портфель, у инвестора возникает вопрос – сделать выбор в пользу привилегированных акций с расчетом на крупные дивиденды, или приобрести обыкновенные акции, которые находятся практически на своих исторических минимумах?
❓ Для начала разберемся, почему у этих двух типов акций одной компании такая большая разница в дивидендах (див. доходность у префов часто выше 14%, в то время как у обыкновенных акций – не более 2-3%).
• Дело в том, что дивиденды по префам прописаны в уставе Сургутнефтегаза и составляют 10% от чистой прибыли по РСБУ, разделенной на число акций, которые составляют 25% уставного капитала.
• В то же время, дивиденды по обыкновенным акциям не регламентированы ни уставом, ни дивидендной политикой. Кроме того, дивиденды по префам не могут быть ниже, чем по обыкновенным акциям.
❓ Могут ли обыкновенные акции подорожать до уровня префов?
• Хоть отставание и может сократиться, но сравняться они не могут. По крайней мере, при текущей дивидендной политике, ведь в стоимости обыкновенных акций практически не учитывается наличие «кубышки».
• Количество перевезённых пассажиров по итогам третьего квартала увеличилось на 14,8% год к году и составило 17,1 млн человек.
• Пассажиропоток на внутренних линиях за третий квартал составил 13,6 млн пассажиров (+12% год к году), на международных линиях – 3,5 млн пассажиров (+27,1% год к году).
• Процент занятости пассажирских кресел составил 92,3% (+1,8 п.п. год к году), отдельно на внутренних линиях показатель вырос на 1,4 п.п., до 93,5%. Компания поставила цель на 2024 год – нарастить занятость кресел до 90%, в 2023 году показатель был на уровне 87,5%.
• Хоть Аэрофлот и покажет внушительный рост выручки по итогам 2024 года, но стоит учитывать, что этот рост будет достигнут за счёт увеличения цен на билеты, в то время как на компанию давит дефицит самолётов, а процент занятости кресел близок к своему максимуму. Таким образом, рост операционных показателей Аэрофлота в 2025 году будет более умеренным, чем в текущем, а увеличить маржинальность компания сможет лишь благодаря непрерывно растущим ценам на билеты.