В Barclaysзаявили, что ЕС движется по направлению к “глубокой рецессии”, Goldman Sachs называет ситуацию в Европе “ужасной”, а FTSE Europe вот-вот станет проблемным активом, на сей раз из-за дефицита удобрений.
Европа находится в режиме кризиса уже два года, а, может, и больше, если считать глобальную рецессию 2008 года и выход Великобритании из Евросоюза. Одна составляющая энергетическая, другая связана с продовольствием и необходимыми для этого ресурсами, многие из которых являются производными нефти и газа или требуют больших энергетических затрат для производства. Причинами стали неверный выбор стратегии и российско-украинский конфликт. Вот последнее “достижение” ЕС в стрельбе по самому себе.
25 августа норвежская Yara International заявила, что сокращает производство азотных удобрений на фоне резкого роста цен на природный газ, что еще сильнее скажется на продовольственной инфляции в регионе, и без того страдающем от высоких цен на сырьевые товары.
Другие компании по производству удобрений в Европе временно прекращают деятельность из-за затрат на сырье, в основном природный газ. Ситуация ухудшается из-за приостановленных «Газпромом» поставок по «Северному потоку», трубопроводу из России в Германию, который был для Западной Европы одним из основных источников импорта газа. Так Путин наказал ЕС за поддержку Украины.
Тем не менее, в последнее время цены на природный газ упали из-за обналичивания денег спекулянтами после резкого роста цен. Снижению также способствовали отмена Великобританией запрета на добычу методом ГРП и разговоры о возвращении к ядерной энергетике.
Ценам на природный газ придется продолжать падение, поскольку они до сих пор превышают июньские значения, увеличившись более чем на 100 долларов за мегаватт-час.
Это особенно сильно ощущается в и без того проблематичном секторе по производству удобрений.
Вместе с Yara о планах прекратить производство азотных удобрений объявили польские Grupa Azoty и PKN Orlen. Компания CF Fertilizations из Великобритании остановила производство еще в сентябре 2021 года, сославшись на затраты, связанные с ископаемым топливом.
В пятницу министерство экономики Германии объявило о временном захвате дочерних компаний российского нефтяного гиганта «Роснефть» в стране. Rosneft Deutschland и RN Refining & Marketing владеют примерно 12% нефтеперерабатывающих мощностей Германии, говорится в сообщении министерства.
Этот шаг был разработан, чтобы «противодействовать угрозе безопасности энергоснабжения», добавил он.
Европа была втянута в ожесточенное энергетическое противостояние с Россией с тех пор, как Москва вторглась в Украину в конце февраля, и ее импорт российской нефти и природного газа резко сократился.
Федеральное сетевое агентство Германии, которое регулирует ее газовую и электроэнергетическую отрасли, будет контролировать доли «Роснефти» в трех нефтеперерабатывающих заводах: PCK Schwedt под Берлином, MiRo под Гейдельбергом и Bayernoil в Баварии.
С наступлением осени многие финские автомобилисты задумались о возможности купить шипованную резину. ЕС запретил импортировать автомобильные шины из России еще весной, а значительную часть новых шин обычно импортировали в Финляндию именно из России.
Специалисты по продаже автомобильной резины все же считают, что серьезных причин для беспокойства нет. Рантанен полагает, что может возникнуть дефицит только редкой резины — например, шин самых крупных размеров или шин необычной модели.
Такого же мнения придерживается председатель правления организации Autonrengasliitto («Союз автомобильных шин») Ярмо Нуора (Jarmo Nuora).
«Товар есть. Во всем мире зимняя резина разом не закончится. Однако ассортимент уже не будет таким широким, как раньше».
Магазины начали готовиться к зимнему сезону еще весной.
«Когда начались военные действия, мы сразу же сделали заказы», — вспоминает Рантанен.
Американский сланцевый бизнес предупредил, что не сможет спасти Европу повышенными запасами нефти и топлива этой зимой на фоне опасений, что падение российского экспорта приведет к тому, что стоимость сырой нефти снова поднимется выше 100 долларов за баррель.
Несмотря на то, что рынки нефти в последние недели смягчились, передышка может закончиться, когда эмбарго ЕС на валовые продажи в России вступит в силу в конце этого года. Министр финансов США Джанет Йеллен на этой неделе предупредила, что эмбарго «может вызвать скачок цен на нефть».
Тем не менее, руководители сланцевых компаний США, располагающие огромными запасами нефти и чистого топлива, которые могут быть использованы для смягчения кризиса жизненных сил в Европе, говорят, что они не смогут в ближайшее время нарастить запасы, достаточные для предотвращения зимнего дефицита.
Энергетический кризис в Европе запустил цепную реакцию во всем регионе, и бельгийская пивоварня Delirium Tremens впервые за столетие столкнулась с реальным риском остановки производства.
От немецких помидоров до шведского хлеба — дефицит российского газа вышел за рамки коммунальных услуг и энергоемких отраслей и начал бить по другим секторам экономики. При этом побочный ущерб поставкам продуктов питания и напитков к зиме наверняка усилится: домохозяйствам понадобится отопление, и предприятиям и потребителям предстоят трудные решения.
Пивоварня Huyghe из бельгийского городка Мелле уже задумалась о закрытии производства, поскольку жидкий углекислый газ подорожал в 13 раз. Компания рассчитывает, что суд не признает форс-мажора со стороны поставщика.
Владелец семейного предприятия Ален де Лет (Alain De Laet) посетовал, что его запасы углекислого газа могут иссякнуть уже на этой неделе. Если вопрос с поставками не уладится, производство остановится впервые с 1906 года.
«Я успокоюсь, лишь когда пивоварня примет груз», — сказал он.
Европейский союз борется с кризисом из-за сокращения поставок российского газа — в прошлом году Москва обеспечивала до 40% потребности блока в топливе. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в среду намерена изложить обязательную цель по сокращению энергопотребления — это на шаг ближе к нормированию. Кроме того, будут предложены меры по перераспределению прибыли энергетических компаний нуждающимся потребителям.
Неурядицы бельгийской пивоварни показывают, насколько взаимосвязана экономика Европы. Норвежский гигант удобрений Yara International остановил выпуск аммиака на заводе в Нидерландах. Это, в свою очередь, ударило по поставщику Nippon Gases, и тонна углекислого газа подорожала с 250 евро до 3,35 тысяч.