✅ Монетарная политика. Как достичь подходящего уровня процентных ставок?
— Слишком высокие ставки увеличивают издержки и сокращают инвестиции.
— Слишком низкие ставки разгоняют инфляцию и пузыри.
Кстати, не было ни слова, что с помощью ставки НБК как-то управляет инфляцией, но было про обеспечение стабильного предложения энергии и продовольствия для поддержки ценовой стабильности.
Выбор Китая – реальные ставки должны быть чуть ниже потенциального роста. Вместо Golden Rule выбирают Golden Mean (золотую середину между крайностями).
Здесь привет Банку России, который исторически любит выбирать крайности: фиксированный курс либо свободное плавание; желание резко менять ключевую ставку и отсутствие инструментов для управления другими макроэкономическими переменными – другими ставками, курсом, выпуском.
Ставки в Китае очень стабильные, почти не меняются годами. Минимальная ставка на 0 – принятый коридор от 0.35% на избыточные резервы банков до 3% предоставления ликвидности по требованию. «Ключевая» ставка 2% по Open Market Operations (reverse repo). 10-летние госбонды держатся на уровне 2.8% (с 2018 ходили в узком коридоре от 2.5% до 3.4%).
Минфин выбрал свой путь «управления кривой ОФЗ» и снова будет размещать длинные ОФЗ с переменным купоном, привязанным к RUONIA. Насколько успешно – покажет время… и дисконты на аукционах.
Новый выпуск ОФЗ 29024 с погашением в 2035 будет чуть правее крайнего Floaters new 29023 с дюрацией ~7 лет и доходностью 7.8%. 29023 размещали в декабре по 96.2 (по ~0.5% дисконта за каждый год дюрации). Почти сразу она поднялась до 98.
✅ Так что, если ничего не изменилось, инвесторам не с миллиардами, а с миллионами можно выставить заявку по ~96.3 и быстро получить до 1.5% в ОФЗ 29024.
Банк России пока не изменил риторику по поводу ставки. Поэтому риски её повышения на словах сохраняются, а премии в длинных ОФЗ вряд ли быстро уменьшатся. Но многое в руках Минфина. При нормализации длинного конца классики ОФЗ на ~9% доходность в нем составит более 20% за год.
PS. Недавно изменился режим торгов – теперь вместо безадресных AUCT проводятся адресные PACT
@truevalue
Банк России не отпускает и каждый день выдает что-то новое о том, сколько экспортеры оставили за рубежом.
Торговый баланс в 2022 +$308 млрд по товарам и -$22 по услугам. Сумма так или иначе ушла в увеличение чистой международной инвестиционной позиции России (NIIP) — как раз выросла на +$285 млрд до 770.
Основной прирост NIIP за счет сокращения обязательств. Но самое интересное — в увеличении самой ликвидной части активов «прочие инвестиции».
📈 Туда притекло $147 млрд. О них Банк России поясняет «в том числе за счет накопления остатков средств на зарубежных счетах российских резидентов и увеличения дебиторской задолженности по торговым контрактам».
На днях Э.Набиуллина отвечала в Госдуме, что к авансам по торговым контрактам относится ~1/4.
Доля физлиц в прочих инвестициях минимальна — до $20 млрд купили наличных. Переводы валюты на зарубежные счета меньше оттока с валютных счетов в российских банках.
PS.
Об экспортерах, ЦБ, курсе и инфляции рассказал на РБК #сми
Не до конца раскрыла некоторые секреты. Попробую разобраться. С точки зрения акций и перспектив на будущее есть и плюсы, и минусы:
❇️ Процентные доходы гораздо больше в 4 квартале, чем считал в ноябре 2022. Скорее всего и ставка доходности гораздо ближе к ключевой, и остатки на счетах типа C, Д, И… (там много придумали разных счетов для нерезидентов) существенно больше 1 трлн руб.
▪️ Средства клиентов в 2022 выросли на 1.4 трлн руб. до более 2 трлн, в том числе задолженность по невыплаченным доходам по ЦБ с 0 до 0.9 трлн (это остатки на счетах типа С) и с 0.1 до 0.6 трлн прочие текущие и расчетные счета клиентов.
▪️ В активах средства в финорганизациях выросли с 0.1 до 1.5 трлн – неизвестно в какой валюте. По деньгам приток был +1.1 трлн, значит там сидит валютная переоценка +0.3 трлн. Общая сумма походит на приток средств клиентов и сокращение активов-обязательств ЦК с 5.3 до 4.4 трлн руб.
▪️ Портфель, на котором биржа заработала 45 млрд процентных доходов (близко к ключевой ставке), мог составить 0.6 трлн в среднем за год.
Сбер. За 2022 заплатят 25 руб. дивиденда — сколько должны были за 2021. За 2023 будет 26-33 руб. при прибыли 1.2-1.5 трлн и payout 50%. Может и больше, если бюджету снова нужны будут деньги, а достаточность капитала останется сильно выше нормативных требований с надбавками.
Достаточность капитала Сбера 14.9% при требуемых 11.5% (банки, которые не платят дивиденды, могут иметь 8% в 2023 и переходный период до 2028).
Капитал 5.5 трлн. P/BV 0.8 по цене 193 руб. В 2023 капитал вырастет до 6 трлн. Цель по акциям 265 руб. + дивиденд при P/BV 1.0 (пока ROE >20%).
Щедрость Сбера — сигнал для восстановления доверия ко всему рынку. Windfall tax Сберу не светит — прибыль за 2021-22 ниже, чем за 2018-19.
Объявление дивиденда привело к шухеру на фьючерсах. Они выросли вместе с акциями, но потом упали. Не первый год отсечка выпадает на период до экспирации, а неожиданный дивиденд создает неэффективности, которые лучше бы избегать.
1. Ставку должны оставить на текущем уровне 7.5 и сохранить неопределенный сигнал на будущее. Риторика будет, как обычно в последнее время, ястребиной — мол, рассматривали варианты повышения ставки, но пока решили не повышать.
2. Можно пытаться увидеть ускорение инфляции в волатильных компонентах вроде цен на овощи или авиаперелеты. Но в целом инфляция сохраняется ниже прогнозов. Пока инфляция укладывается в прогнозы Банка России 5-7% на 2023, он не будет предпринимать каких-либо действий.
3. Рынок труда неоднороден, зарплаты растут по-разному и в большей степени компенсирует прошлую инфляцию. Рост зарплат останется в ястребиной риторике Банка России, но не является определяющим для принятия решения по ставке.
4. Дефицит бюджета нельзя считать проинфляционным фактором, когда падают доходы экономики. Лучше смотреть на динамику и структуру расходов — динамика известна, расходы растут, но структура закрыта. Официальные заявления были о том, что в декабре профинансирована часть будущих расходов. Мы не знаем, был ли согласован с Банком России рост бюджетных расходов в декабре 2022 (+2 трлн) и в январе 2023 (по предварительным данным около 3 трлн или +1 трлн). Фактор расходов должен быть ключевым и для инфляции, и для оценок Банка России. Допускаю, что часть расходов является госинвестициями и не влияют на инфляцию краткосрочно.