Если кризис 2009 – это кризис спроса, дефицита денег, то кризис 2020-2022 – это кризис предложения, когда денег слишком много, а желающих работать слишком мало. Мировой платежеспособный спрос соответствует примерно 95-100 млн авто в год, а по факту производят лишь 78-80 млн.
Вторая причина – это авральная переориентация ведущих автоконцернов с 2019 на электрические машины и фундаментальная неготовность к массовому производству. Если технологии, прототипы и макеты еще относительно готовы, но производственные линии и снабжение необходимыми комплектующими и сырьем – однозначно нет.
В июне падение потребительских расходов на товары и услуги в реальном выражении составило 7% г/г, в июле не менее 4.8-5%, а в августе ухудшилось до 6.5% г/г, даже несмотря на замедление роста цен в годовом выражении с 15.8% в июне до 14.4% в августе.